Тема: «Методы исследования отделяемого абсцессов и ран».
I План занятия
1. Изучить этиологические агенты гнойно-воспалительных процессов.
2. Изучить правила забора, хранения и транспортировки исследуемого материала.
3. Освоить методику выделения и идентификации предполагаемых возбудителей из биологическогоматериала.
Задание 1
Изучите этиологию гнойно-воспалительных заболеваний различных органов и тканей.
Возбудителями эндогенных гнойных инфекций являются аутохтонные для больного виды, относящиеся к внебольничным эковарам. К экзогенным инфекциям относится широко распространенная группа хирургических заболеваний: фурункулы, карбункулы, абсцессы, флегмоны, гидроаденит, пиодермии, панариций, рожистое воспаление, остеомиелит и другие. Возбудители проникают в организм через трещины, царапины, ссадины, уколы, расчесы кожи, но могут быть занесены лимфогенным и гематогенным путями из инфекционных очагов в других частях тела,а также при медицинских вмешательствах (инъекция лекарственных препаратов, биопсия, забор крови для анализа и т.д.).
Возбудителями гнойно-воспалительных процессовмогут быть
представители различных родов и видов бактерий, большинствокоторых является условно-патогенной микрофлорой. Основными этиологическими агентами являются: Staphylococcus, Streptococcus, Enterococcus, Pseudomonas, Acinetobacter, Klebsiella, Escherichia, Clostridium, Bacteroides. Микроорганизмы могут вызывать и поддерживатьгнойный процесс как в монокультуре, так и в ассоциации.
Задание 2
Изучите правила забора, хранения и транспортировки исследуемого материала при гнойно-воспалительных заболеваниях различных органов и тканей по «Рекомендациям по забору материала на бактериологические исследования», разработанным ГОЦГЭ и ОЗ.
Общие требования.
1. Биоматериал должен отбираться:
·до начала антибиотикотерапии терапии или перед введением следующей дозы антибиотика с учетом времени его элиминации;
·непосредственно из очага инфекций либо биопробы, отражающих процесс в тех или иных органах и системах (бронхиальный секрет при пневмониях, моча при инфекциях МВП и др.);
·с соблюдением асептики, избегая контаминации посторонней флорой;
·в достаточном количестве для проведения исследования и помещаться в стерильную посуду.
2. Доставляться в максимально короткие сроки (1,5-2 часа либо с применением транспортных сред).
3. Необходимо правильно заполнять сопроводительные документы (направления).
Показания для проведения микробиологического исследования:
·признаки гнойно-воспалительного процесса в ране.
Взятие исследуемого материала.
Взятие материала осуществляет врач при соблюдении правил асептики.
Кожу вокруг раны обрабатывают антисептиком, удаляют с помощью стерильной салфетки некротические массы, детрит, гной. Материал берут с помощью стерильного тампона,круговыми вращательными движениями от центра раны к периферии. Пробы для бактериологического и микроскопического исследования следует забирать отдельными тампонами.
При наличии в ране дренажей отделяемое из них засасывают шприцем в количестве 1-2 мл и помещают в стерильную пробирку.
Материал должен быть доставлен в лабораторию немедленно. Хранение образцов допускается только в крайнем случае на протяжении не более 2 часов. При использовании транспортных сред (сахарного бульона) время доставки увеличивается до 24 часов.
Примечание: Для установления возбудителя (возбудителей) гнойной инфекции основное значение имеет бактериологическое исследование. Для предварительного диагноза используют РИФ. Заключение о возбудителе дается на основании количественных критериев. В случае выделения монокультуры из закрытых гнойных очагов этиологически значимыми являются 104 КОЕ (колониеобразующих единиц), при открытых процессах- 105 КОЕ. В тех случаях, когда выделено два или более видов, ставится диагноз микстинфекции. Рекомендуется бактериологические исследования повторять через каждые 5-7 дней, поскольку состав возбудителей в течение инфекции может изменяться.
Оценка диагностической значимости полученных результатов.
В результате исследования указывают, какие виды микроорганизмов выделены и их чувствительность к антибактериальным препаратам. При выделении ассоциации микроорганизмов в ответе перечисляют все виды микроорганизмов, входящих в ассоциацию.
Задание №3
Приготовьте питательные среды:
1.ЖСА в объеме 100 мл и разлейте в стерильные чашки Петри.
2.Эндо, Левина, Плоскирева, ВСА в объеме 100 мл каждой по прописям на этикетках и разлейте в стерильные чашки Петри.
3.СПА во флаконе расплавьте на водяной бане, охладите до 45-500С и разлейте в стерильные чашки Петри и в пробирки, которые скосите, пользуясь ШСА.
4.АГВ и агар Сабуро во флаконах расплавьте на водяной бане, охладите до 45-500С и разлейте в стерильные чашки Петри.
5.Среды Гисса с Л, Гл, Мн, М, С в объеме 50 мл каждой и разлейте пробирки столбиком, высотой 2,5-3см.
6.Селенитовый бульон в объеме 100 мл по прописи на этикетке, перелейте во флакон и подпишите.
Задание №4
Приготовьте мазок из исследуемого материала (гноя), окрасьте по методу Грама - Синева, изучите под микроскопом, зарисуйте его в дневник и сделайте заключение.
Заключение:
Задание №5
1. Проведите первичные посевы исследуемого материала (гноя), на пластинчатые среды и среды накопления для установления возбудителя (возбудителей) гнойной инфекции.
2. Заполните таблицу, указав цели проведенных посевов и режимы их инкубации:
№ п/п |
Название питательной среды |
Цель посева – для выделения |
t0С и сроки инкубации |
1 |
ЖСА |
|
|
2 |
Солевой бульон |
|
|
3 |
Сахарный бульон |
|
|
4 |
Сахарный агар |
|
|
5 |
Эндо, Левина |
|
|
6 |
Плоскирева с антибиотиком и без |
|
|
7 |
ВСА |
|
|
8 |
СПА |
|
|
9 |
Селенитовый бульон |
|
|
10 |
Агар Сабуро |
|
|
11 |
Бульон Сабуро |
|
|
12 |
Китта-Тароцци |
|
|
Задание №6
1. Проведите изучение колонии, выделенной на среде _______________, приготовьте из нее мазок, окрасьте по методу Грама - Синева, изучите под микроскопом, зарисуйте мазок в дневник и сделайте заключение.
Заключение:
2. Оставшуюся часть изученной колонии пересейте на _____________ для выделения и накопления чистой культуры- _________________
Задание №7
1. Проверьте однородность выделенной чистой культуры, зарисуйте мазок в дневник и сделайте заключение.
Заключение:
2. Наметьте ход дальнейшего бактериологического исследования для окончательной идентификации выделенной культуры, учтите результаты всех тестов и сделайте заключение.
1.
Результат:
2.
Результат:
3.
Результат:
4.
Результат:
5.
Результат:
-
-
-
-
-
Заключение:
Оценка_____________
Подпись преподавателя _____________