ТЕМА: «Микробиологическая диагностика листериоза»
I План занятия
1. Закрепить знания по изучению морфологии и физиологии листерий, методов лабораторной диагностики листериоза.
2.Изучить правила забора, хранения и транспортировки исследуемого материала при листериозе.
3. Овладеть методикой и техникой:
а) проведения I-ого этапа бактериологического исследования при листериозе;
б) постановки тестов идентификации листерий.
4. Закрепить практические навыки по технике микробиологических исследований.
II Практическая работа
Задание 1.
Приготовьте питательные среды, используемые для выделения и идентификации листерий:
1. 1% сахарный агар в объеме 200мл, расплавив стерильный СПА во флаконе на водяной бане и добавив с соблюдением асептики 0,05 мл 40% стерильного раствора глюкозы. Среду разлейте в стерильные чашки Петри.
2. Полужидкий агар с глюкозой в объеме 100мл.
Способ приготовления: в СПБ растворяют 0,5% глюкозы и 0,1% агар-агара или 0,4-0,5% питательного агара. Стерилизуют текучим паром 3 дня по 30 мин. Разлейте среду в стерильные пробирки столбиками высотой 5 см (1/4 часть пробирки).
3. Среды Гисса с Л, Гл, Мн, М, С по прописи на этикетках по 50 мл каждой среды и разлейте в пробирки столбиками, высотой 3-5 см.
4. Среду АГВ с глюкозой, расплавив стерильную среду во флаконе на водяной бане и добавив с соблюдением асептики 1г глюкозы. После охлаждения до 45-500С разлейте в стерильные чашки Петри.
Задание 2.
Изучите морфологию и тинкториальные свойства листерий по таблицам и путем микроскопии музейных препаратов. Зарисуйте мазок в дневник и подпишите.
Задание 3.
I Изучите алгоритм проведения I-ого этапа бактериологического исследования материала (слизь из зева) при выделении листерий.
Алгоритм проведения I-ого этапа бактериологического исследования
при выделении листерий.
1. Из материала делают мазок, окрашивают по методу Грама-Синева, микроскопируют и дают предварительный ответ.
2. Материал засевают на плотные среды (глюкозный, глюкозо-печеночный, глюкозо-кровяной агар) и инкубируют при 370С 24-48 часов.
3. Материал засевают в сахарный СПБ → 370С 14-16 часов.
II Произведите забор материала (слизь из зева) при помощи стерильного кишечного тампона (друг у друга).
III Сделайте мазок-отпечаток с тампона, окрасьте по методу Грама-Синева, изучите под микроскопом, зарисуйте в дневник и сделайте предварительное заключение.
Заключение:
IV Сделайте посев материала на сахарный агар и поставьте чашки в термостат при 370С 24 часа.
1
Техника посева клинических образцов на твердые питательные среды:
2 1 – посев тампоном
2, 3, 4 – посев петлей на секторы
4 3
V Тампон с материалом поместите в пробирку с сахарным бульоном (посев методом «опускания») → 370С 14-16 часов.
Задание 4.
Проведите постановку тестов идентификации листерий, учтите результаты и сделайте заключение:
1. Проверьте однородность выделенной чистой культуры, сделайте мазок, окрасьте по методу Грама-Синева, изучите под микроскопом и сделайте заключение.
Заключение:
2. Поставьте с чистой культурой пробу на оксидазу при помощи СИБ на оксидазу.
Результат:
Заключение:
3. Поставьте с чистой культурой пробу на каталазу, учтите результат и сделайте заключение.
Алгоритм определения наличия у микроба каталазы:
1. Одну каплю перекиси водорода (3% раствор) наносят на предметное стекло.
2. Вносят в каплю перекиси водорода одну петлю испытуемой культуры и размешивают.
3. В присутствии каталазы образуются пузырьки водорода.
Результат:
Заключение:
4. Сделайте посев чистой культуры на короткий «пестрый» ряд Гисса и сахарный СПБ с двумя индикаторными бумажками при 370С 24 часа.
Зарисуйте характер роста листерий на средах Гисса и сделайте заключение.
Заключение:
5. Сделайте посев чистой культуры в столбик полужидкого агара с глюкозой → 20-250С 24 часа.
Результат:
Заключение:
6. Сделайте посев чистой культуры на среду с мочевиной 370С 24 часа.
Результат:
Заключение:
7. Сделайте посев чистой культуры на среду с крахмалом → 370С 24 часа.
Результат:
Заключение:
8. Поставьте пробу на чувствительность выделенного штамма к антибиотикам методом диффузии в агар с применением стандартных бумажных дисков → 370С 24 часа.
Результат:
1.
2.
3.
4.
5.
9. Сделайте заключение по результатам поставленных тестов идентификации культуры (выпишите ответ).
Заключение:
Оценка ___________
Подпись преподавателя ______________