ТЕМА: «Микробиологическая диагностика пищевых интоксикаций»
I План занятия
1. Закрепить знания о морфологии, культуральных и биохимических свойствах патогенных стафилококков, клостридий, перфрингенс и клостридий ботулизма.
2. Изучить механизм патогенеза пищевых интоксикаций.
3. Изучить правила забора исследуемого материала при подозрении на ботулизм.
4. Изучить методику микробиологической диагностики ботулизма.
5. Закрепить знания и практические навыки по проведению микробиологической диагностики пищевых интоксикаций, вызванных St.aureus и Cl. рerfringens.
IIПрактическая работа
Задание 1.
Изучите путем микроскопии музейных препаратов и по таблицам морфологические свойства возбудителей пищевых интоксикаций, зарисуйте мазки в дневник и подпишите.
Задание 2.
I Приготовьте питательные среды, используемые для выделения и идентификации возбудителей пищевых интоксикаций:
1. ЖСА, расплавив стерильный СА во флаконе на водяной бане; охладите до 45-500С и добавьте 20% желточной взвеси, соблюдая стерильность, и разлейте в стерильные чашки Петри.
2. Среду Гисса с маннитом по прописи на этикетке в объеме 50 мл и разлейте в пробирки столбиком, высотой 2,5-3 см.
II Изучите способ приготовления среды Китта-Тароцци.
Способ приготовления:
Говяжью печень нарезают кусочками по 1-1,5г, прибавляют по весу тройное количество СПБ, кипятят 30 мин; бульон отфильтровывают, кусочки печени промывают под краном на сите. Бульон разливают по 7-10 мл в пробирки, в каждую пробирку кладут по 4-5 кусочков печени. Бульон сверху заливают вазелиновым маслом слоем 1 см. Стерилизуют в автоклаве при давлении 0,5 атм 30 мин. Перед посевом пробирки кипятят на водяной бане 20 мин для удаления растворенного О2, быстро остужают до 450С (под струей водопроводной воды) и засевают.
Задание 3.
Проведите первичные посевы исследуемого материала (промывные воды желудка) с целью выделения возбудителей пищевых интоксикаций.
Алгоритм первичных посевов при выделении
возбудителей пищевых интоксикаций.
1. С целью выделения клостридий ботулизма и клостридий перфрингенс 1мл исследуемого материала пипеткой засевают в среду Китта-Тароцци → 370С 24 часа.
2. С целью выделения патогенного стафилококка делают посев исследуемого материала шпателем на среду ЖСА → 370С 48 час.
Примечание: Выделение чистых культур и окончательную идентификацию данных возбудителей проводят по общепринятым схемам.
Задание 4.
Изучите методику постановки биопробы и реакции нейтрализации ботулинистического токсина при подозрении на ботулизм по схеме и сделайте заключение.
Схема
постановки биопробы и реакции нейтрализации
ботулинистического токсина
Заключение:
Задание 5.
Изучите средства специфической профилактики и терапии ботулизма, запишите их название в дневник.
Задание 6.
Проведите постановку тестов межвидовой идентификации бактерий рода Staphylococcus, учтите результаты и сделайте заключение:
1. Сделайте посев чистой культуры стафилококка на сектор чашки Петри с ЖСА → 370С 24 часа
Результат:
Заключение:
2. Поставьте РКП с чистой культурой стафилококка и плазмой крови кролика, разведенной 1:5.
Результат:
Заключение:
3. Сделайте посев чистой культуры стафилококка в столбик среды Гисса с маннитом, залейте слоем вазелинового масла (1см) и инкубируйте при 370С 5 суток.
Укажите, как выполняется данный посев:
Результат:
Заключение:
Общий вывод: «Выделен …..
Задание 7
1. Сделайте мазок из чистой культуры, выделенной на среде Китта-Тароцци, окрасьте по методу Грама-Синева, зарисуйте в дневник и сформулируйте заключение.
Заключение:
2. Наметьте ход дальнейшего бактериологического исследования для окончательной идентификации данной культуры.
Оценка ___________
Подпись преподавателя ______________