Тема: «Санитарно-бактериологическое исследование
рыбы и рыбных продуктов».
I План занятия.
1. Закрепить знания по изучению санитарно-микробиологических показателей, используемых для санитарно-микробиологической оценки рыбы и рыбных продуктов.
2. Овладеть методиками проведения санитарно-бактериологического исследования.
3. Научиться производить учет, оценку и оформление результатов исследований.
II Самостоятельная работа.
Задание 1
1. Познакомьтесь с документацией регламентирующей проведение санитарно-микробиологических исследований рыбы и рыбных продуктов.
▪Отбор проб. ГОСТ 266668 - 85. «Продукты пищевые и вкусовые. Методы отбора проб для микробиологических анализов».ГОСТ 7631-85 «Рыба, морские млекопитающие, морские беспозвоночные и продукты их переработки».
▪Подготовка проб к анализу. ГОСТ 26669-85. «Продукты пищевые и вкусовые. Подготовка проб для микробиологических анализов»
▪Методы культивирования микроорганизмов. ГОСТ 26670-91. «Продукты пищевые. Методы культивирования микроорганизмов».
▪Гигиенический норматив«Показатели безопасностии безвредности для человека продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденные Постановлением МЗ РБ 21.06. 2013 № 52 .
▪Инструкция 4.2. 10– 15 -10-2006 « Микробиологический контроль производства пищевой продукции из рыбы и нерыбных объектов промысла.
▪Мук 4.2. 2046 – 06 «Методы выявления и определения парагемолитических вибрионов в рыбе,нерыбных объектах промысла, продуктах, вырабатываемых на них, воде поверхностных водоемов и других объектах».
2. Изучите схемы санитарно-биологического исследования рыбы и рыбных продуктовзаполните их в дневник (кроме данных показателей еще определяют наличие Listeriamonocytogenes, антибиотики: тетрациклиновая группа).
1. ЖСА в объеме 100 мл, разлейте в стерильные чашки Петри.
2. Среду Эндо по прописи на этикетке в объеме 200 мл, разлейте в стерильные чашки Петри.
3. Среду Гисса с глюкозой по прописи на этикетке в объеме 50 мл, разлейте в стерильные пробирки столбиком.
4. Среду Кесслер по прописи на этикетке в объеме 100 мл, разлейте в пробирки по 5мл.
5. Селенитовый бульон по прописи на этикетке в объеме 100 мл.
6. ВСА по прописи на этикетке в объеме 100 мл, разлейте в стерильные чашки Петри и пробирки.
7. Скошенный СПА, расплавив стерильный СПА во флаконе на водяной бане, затем охладите до 500С, разлейте в стерильные пробирки, скосите, пользуясь ШСА.
8.Среду Сабуро (агар) в объеме 100 мл по прописи на этикетке, разлейте в чашки Петри.
9. СредуЭнтерококкагар в объеме 100 мл и разлейте в чашки Петри.
Задание 3
Изучите правила отбора проб рыбы и рыбных продуктов.
Отбор проб.
Общая масса пробы должна быть около 200 г, а икры - 25 г. Из каждой партии крупной рыбы: свежей, охлажденной, мороженой, соленой, пряной, маринованной, сушеной, вяленой, копченой и крупных экземпляров морских беспозвоночных отбирают не более 3-х штук.От каждого экземпляра из нескольких мест вырезают кусочки с кожей и мышцами, мелкую рыбу (3-10 штук) берут целиком из разных мест исследуемой партии. Гидробионтов (мелких рыб, мидий, устриц, креветок, крабов) отлавливают и доставляют в лаборатории в ведрах, банках или других сосудах с водой, в которой они находились до отлова. Морскую воду для качественного исследования отбирают в объеме 1,0 л, а для количественного - в объеме 200 мл в стерильную посуду с непромокаемой пробкой.Пробы отбирают в стерильную посуду или на стерильную бумагу, фольгу с помощью стерильных инструментов (ножа, пинцета, ложки, пробоотборника).В лабораторию пломбируют пробыи доставляютв опечатанном виде с сопроводительными документами и указывают:
1. Название продукта.
2. Время взятия (дата, час).
3. Место взятия.
4. Цель исследования.
5. Куда направлен материал.
6. Подпись лица, взявшего пробу.
Внимание! Материал исследуют немедленно после доставки.
Задание 4
2. Сделайте в стерильных пробирках разведения продукта от 10-1до 10-3.
Задание 5
Проведите определение БГКП в 1,0 г рыбного продукта, используя среду Кесслер(см. схему 20).
Результат: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Заключение: __________________________________________________________________
Задание 6
__________________________________________________________________
Заключение:_______________________________________________________
Проведите определение бактерий рода Proteus в рыбном продукте по этапам:
1. Сделайте посев 1 см³образца из разведения 1:10 в конденсирующую жидкость свежескошенного СПА по методу Шукевича → термостат 370С 24 часа.
2. Отберите пробирку с характерными признаками ползучего роста Proteus и сделайте из культуры мазок, окрасьте по Граму, и препарат "раздавленная капля”. Изучите оба препарата под микроскопом, зарисуйте в дневник и сделайте заключение.
Заключение:_______________________________________________________
Задание 8
Проведите определение бактерий рода Salmonella в 25г рыбного продукта (см. схему 20) .
Результат:_________________________________________________________
Заключение:______________________________________________________
Задание 9
Проведите определение сульфатвосстанавливающихклостридий в рыбном продукте.
1. Сделайте посев 1см³образца из разведений 1:10 и 1:100 и внеситев две пробирки, залейтесредой Вильсон –Блера высоким столбиком 9 см³. После застывания пробирки поместите в термостат при температуре 370С 24 часа. При наличии роста клостридий в средах Вильсон - Блера, образуются колонии черного цвета.
Результат: _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Заключение:_________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
Задание 10
Проведите определение St. aureus в1,0 г рыбного продукта (см. схему 20).
Результат: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Заключение:_______________________________________________________
Задание 11
Проведите определение энтерококков в 0,1 грыбного продукта. Сделайте прямой посев на среду энтерококкагар и поместите в термостат при температуре 370С 24 часа.Учет результата производят при отсутствии роста энтерококка.
Результат: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Заключение:_______________________________________________________
Задание 12
Проведите определение в вяленой рыбе плесени и дрожжей.
По 1 см³образца из разведения 1:10 вносят в чашки Петри и заливают 15-20 см³ среды Сабуро. После застывания, чашки переворачивают вверх дном и ставят в термостат при температуре 25ºС на 5 суток.Развитие плесневых грибов на питательных средах сопровождаетсячерез 5 суток появлением мицелия различной окраски. Рост дрожжейсопровождается образованием выпуклых, блестящих, серовато – белых, кремовых колоний с ровным краем. При необходимости для разделения колонийдрожжейи плесневых грибов проводят микроскопирование. Для количественного подсчета отбирают чашки, на которых вырослоот 15 до 150 колоний дрожжей и (или)от 5 до 50 колоний плесневых грибов (определение КОЕ).
Результат:________________________________________________________
Заключение:______________________________________________________
Задание 13
Проведите определение в морской рыбе Vibrioparahaemolyticus
(см. Приложение 1)
Результат: _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Заключение:_______________________________________________________
Задание 14
Выпишите результат о санитарно-бактериологическом исследованиирыбы и рыбных продуктов, сделайте заключение о качестве и безопасности исследуемого продукта.
Заключение:_______________________________________________________
Оценка_______________
Подпись преподавателя _________
Приложение 1
Схема бактериологического исследования морской
рыбына парагемолитические вибрионы
Примечание: ПВ - пептонная вода; ПУС - полиуглеводная среда; ЩА - щелочной агар; ЭС - элективная среда.