ТЕМА: «Микробиологическая диагностика чумы и туляремии»
I План занятия
1. Закрепить знания по изучению морфологии и биологии возбудителей чумы и туляремии, методов лабораторной диагностики чумы и туляремии.
2. Изучить правила забора, хранения и транспортировки исследуемого материала при подозрении на чуму и туляремию.
3. Изучить режимы работы лаборатории по диагностике ООИ, меры безопасности при работе с инфицированным материалом.
4. Овладеть методикой и техникой серодиагностики туляремии.
IIПрактическая работа
Задание 1.
Изучите меры безопасности при работе с возбудителями ООИ.
Регламентируются Постановлением №83 МЗ РБ от 7 августа 2003г. «Об утверждении и введении в действие Инструкции 3.4.11-17-13-2003 «Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевание карантинными инфекциями, контагиозными вирусными геморрагическими лихорадками, инфекционными болезнями неясной этиологии, представляющими опасность для населения Республики Беларусь и международного сообщения»», а также следующими приложениями к Инструкции 3.4.11-17-13-2003:
v Приложение 8
«Правила забора материала для лабораторного исследования от больного (трупа) при подозрении на заболевания чумой, холерой, КВГЛ, малярией, Синдромами неясной этиологии»
v Приложение 10
«Укладка для забора материала от больного (трупа), подозрительного на заболевание чумой холерой, КВГЛ, малярией, Синдромами неясной этиологии» (для инфекционных стационаров, цгэ)
v Приложение 13
«Защитная одежда, порядок применения защитного костюма»
v Приложение 14
«Применение защитных костюмов»
v Приложение 15
«Порядок надевания и снятия противочумного костюма»
v Приложение 16
«Режимы обеззараживания»
Задание 2.
Отработайте порядок надевания и снятия противочумного костюма 1 типа групповым методом с элементами деловой игры: один учащийся выступает в роли лаборанта, вызванного в пульмонологическое отделение ЛПО для взятия материала от больного с подозрением на легочную форму чумы для лабораторного исследования; он демонстрирует всем порядок надевания костюма 1 типа; второй учащийся выступает в роли лаборанта, который помогает первому учащемуся надеть костюм и контролирует порядок одевания; третий учащийсяконтролирует порядок снятия противочумного костюма 1 типа и сообщает режимы обеззараживания защитной одежды персонала.
Задание 3.
I Изучите морфологические свойства возбудителя чумы по таблицам, слайдам и путем микроскопии музейных препаратов (по возможности), зарисуйте мазок в дневник и подпишите.
II Изучите характер роста возбудителя чумы на питательных средах – мультимедийная презентация. Зарисуйте колонию Y. pestis на чашке Петри с СПА в дневник и подпишите.
Задание 4
Изучите диагностические препараты, используемые при микробиологической диагностике чумы – демонстрация препаратов. Запишите их название в дневник и укажите, с какой целью они применяются:
1.
2.
3.
4.
Задание 5.
Сделайте мазок из туляремийного диагностикума, зафиксируйте химическим способом, окрасьте по методу Грама-Синева, изучите морфологические свойства франциселл туляремии под микроскопом, зарисуйте мазок в дневник и подпишите.
Задание 6.
Проведите ускоренную серодиагностику туляремии метод кровянокапельной реакции, учтите результат и сделайте заключение.
Алгоритм
постановки и учета кровянокапельной РА на стекле
с туляремийным диагностикумом
1. У обследуемого берут кровь из пальца и наносят на обезжиренное предметное стекло в виде толстой капли: предметным стеклом касаются выступившей капли крови и, не отнимая стекла от капли, круговыми движениями доводят диаметр капли до 1-1,5 см.
2. Добавляют каплю дистиллированной воды и смешивают ее с каплей крови, в результате чего наступает гемолиз эритроцитов. Этим облегчается учет результатов реакции.
3. По наступлении гемолиза рядом с каплей крови помещают каплю туляремийного диагностикума. Диагностикум берут из ампулы глазной пипеткой (ампулу следует предварительно встряхнуть).
4. Стеклянной палочкой или краем предметного стекла смешивают кровь с туляремийным диагностикумом.
5. В положительных случаях при наличии в сыворотке обследуемого диагностического титра 1:100 и выше реакция агглютинации наступает немедленно после смешивания крови с диагностикумом.
При наличии в сыворотке обследуемого титра ниже диагностического (1:50 и ниже) агглютинация на стекле появляется позднее, в течение первых 2-4 минут, причем она бывает слабо выраженной. У больных другими заболеваниями и здоровых, а также у большинства больных туляремией в первые 10-15 дней от начала заболевания кровянокапельная реакция дает отрицательный результат.
6. Учет проводят через 2-3 минуты после смешивания крови с туляремийным диагностикумом и отмечают одним, двумя и тремя плюсами, в зависимости от времени появления агглютинации и степени ее выраженности.
Примечание. Кровянокапельную реакцию можно производить и с сухой каплей крови.
Результат:
Заключение:
Задание 7.
I Проведите серодиагностику туляремии при помощи объемной реакции агглютинации.
Алгоритм
постановки и учета РА объемным методом.
1. Для постановки реакции туляремийный диагностикум взбалтывается и разводится физиологическим раствором в 5 раз.
2. В 6 серологических пробирок наливают по 0,5 мл сыворотки обследуемого, разведенной объемным методом 1:12,5; 1:25; 1:50; 1:100; 1:200; 1:400.
3. Во все пробирки доливают по 0,5мл разведенного в 5 раз диагностикума. Таким образом, получается ряд фактических разведений сыворотки 1:25; 1:50; 1:100; 1:200; 1:400; 1:800.
4. Контроль сыворотки и контроль антигена ставят по общепринятой методике.
5. Штатив с пробирками встряхивают и помещают в термостат на 2 часа, а затем на сутки оставляют при комнатной температуре.
6. Оценку результатов реакции производят через 24 часа невооруженным глазом. Реакция считается положительной, если агглютинация наступает в разведении 1:100 и выше, при этом в пробирке обнаруживается значительное просветление жидкости и образование ясно видимого осадка, который при легком встряхивании поднимается со дна в виде хлопьев.
II Заполните в дневник схему постановки объемной РА с туляремийным диагностикумом, проведите ее постановку (работа в малых группах по 2-3 человека), учтите результат и сделайте заключение.
Разведение сыворотки Ингредиенты, в мл
|
1:25 |
1:50 |
1:100 |
1:200 |
1:400 |
1:800 |
КС |
КА |
||||||
ИХН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Сыворотка обследуемого 1:12,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Туляремийный диагности-кум, разведенный в 5 раз |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Штатив встряхивают, помещают на 2 часа в термостат, затем оставляют на сутки при комнатной температуре.
|
||||||||||||||
Результат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Результат: «Реакция агглютинации с туляремийным диагностикумом
Заключение:
Задание 8.
Изучите применение диагностикума эритроцитарного туляремийного антигенного сухого – демонстрация препарата. Запишите в дневник, с какой целью применяется данный диагностикум:
1.
2.
Задание 9
Изучите средства специфической профилактики чумы и туляремии – демонстрация вакцин, запишите название препаратов в дневник.
Оценка ___________
Подпись преподавателя ______________
Приложение №1
Противочумный костюм I типа