Главная Контакты В избранное
  • Курсовая работа Тепловой расчёт двигателя (Прототипный двигатель 6ЧРН 36/45)

    АвторАвтор: student  Опубликовано: 23-02-2014, 12:14  Комментариев: (0)

    СКАЧАТЬ:  1361083528_kursovoy_raschyot.zip [148,71 Kb] (cкачиваний: 256)

     

    2.1 Тепловой расчёт двигателя

     

    (Прототипный двигатель 6ЧРН 36/45)

     

    Рассчитать рабочий процесс дизеля с газотурбинным наддувом мощность Ne = 900 э.л.с. при частоте вращения n = 375 об/мин.

     

    Исходные данные расчёта:

    Степень сжатия E = 12,5

    Максимальное давление цикла Pz = 68 бар

    Коэффициент избытка воздуха α = 1,9

    Коэффициент остаточных газов γг= 0,04

    Давление наддува Рк = 1,6 бар

    Давление в выпускном коллекторе учитывая сопротивление газовой турбины Pг = 1,4 бар

    Коэффициент использования тепла в точке z ξz = 0,8

    Коэффициент использования тепла в точке b ξb = 0,85

    Температура окружающей среды То = 290 °К

    Давление окружающей среды Р0 = 1 бар

    Механический КПД ηмех = 0,81.


    Расчёт ведём для топлива со средним весовым составом:

     

    C=0.87; H=0.126; O=0.004

     

    Низшая теплотворная способность Qн=10136 ккал/кг

     

    Расчёт:

     

    Теоретическое количество воздуха, необходимое для полного сгорания 1 кг топлива.

    L0 = моль/кг

     

    Действительное количество молей воздуха, необходимое для сгорания 1 кг топлива.

     

    L = α*L0=1.9*0.495= 0.94 моль/кг


    Параметры наполнения рабочего цилиндра.

     

    Температура воздуха после нагнетания (показатель политропы сжатия принимаем n = 1,8).

    =290*1,23= 358 °К

     

    Температура воздуха после холодильника:

    °Κ

     

    Температура воздуха, c учётом подогрева от стенок цилиндра ( Δt= 10°Κ)

    Т= Тs+Δt =320+10= 330°К

     

    Температура смеси свежего заряда с остаточными газами в конце впуска:

    Ta = ==346°K

    , где температура остаточных газов принимается 750°K

     

    Давление воздуха после холодильника, учитывая потери в холодильнике Δp=0.03 бар (сопротивление холодильника):

     

    Ps= Pк-Δp=1.6-0.03=1.57 бар

     

    Давление начала сжатия, с учётом потери давления во впускных клапанах

     

    Ра = 0,93*Рs= 0,93*1.57= 1, 46 бар

     

     

    Коэффициент наполнения:

    ηн = ==0,89


     

    Параметры процесса сжатия.

     

    Средний показатель политропы сжатия

    n1 =

     

    Зададимся показателем политропы сжатия n1 = 1,37.

    n1 =

    1,37≠1,372

     

    Зададимся вторым приближением n1=1,372.

    n1 =

    1,372≈1,3719

     

    Окончательно принимаем n1 = 1,372.

     

    Температура смеси в конце сжатия:

    Tс = =346*12.51.372-1= 885°К

     

    Давление в конце сжатия:

    =1,46*12,51,372=46,6996=46,7 бар

     

     


     

    Параметры процесса сгорания.

     

    Теоретический коэффициент молекулярного изменения:

     

    β0=1+=1+=1,0336

     

     

    Расчётный коэффициент молекулярного изменения:

    β=β=

     

     

    Степень повышения давления:

     

    λ==

     

     

    Средняя теплоёмкость продуктов сгорания:

     

    Cv=,

     

    Cv===

     

    Уравнение сгорания смешанного цикла:

    ;

     

    где средняя мольная теплоёмкость воздуха сухого воздуха в конце сжатия:

    C/v=4.6+0.0006*Tc=4.6+0.0006*885=5.13

     

     

    Средние мольные теплоёмкости продуктов сгорания

    C'v=

     

     

    Тогда

    ;

    ;

    .

     

     

    °K

     


     

    Параметры процесса расширения.

     

    Степень предварительного расширения:

     

     

    =

     

     

     

    Степень последующего расширения.

     

     

     

     

    Среднийпоказатель политропы расширения.

     

    ,

     

     

     

    Принимаем первое приближение n2 = 1,266

     

    8,0130,266=1,7394;

     

     

    ,

     

    7.466≠7.5946

    Принимаем второе приближение n2 = 1,262.

     

     

    8,0130,262=1,725;

     

    7.58≠7.6088

     

     

    Принимаем третье приближение n2 = 1,261.

     

    8,0130,261=1,7214;

     

     

    7,609≈7.61

     

    Окончательно принимаем n2=1,261.

     

     

    Температура газов в конце процесса расширения:

     

    Tb °K

     

     

     

    Давление в конце процесса расширения

     

    Pb бар

     

     

     


     

    Параметры, характеризующие цикл в целом.

    Среднее индикаторное давление цикла

     

    =

    бар

     

     

     

     

    Среднее индикаторное давление с учётом коэффициента округления диаграммы.

     

    Pi=*φ=10,8*0,9=9,72 бар, где φ=0,9

     

     

     

    Среднее эффективное давление

     

     

    Peмех*Pi

     

     

    Pe=0.81*9,72=7,87 бар

     

    Расход топлива

    Индикаторный удельный расход топлива.

    gi==

     

     

     

    Эффективный расход топлива.

     

    ge==

     

     

     

    Коэффициент полезного действия

     

    Индикаторный КПД.

     

     

    ηi==

     

     

     

    Эффективный КПД.

     

     

    ηeiмех=0,81*0,455=0,369

     


    Основные размеры цилиндра двигателя

     

    Согласно прототипному двигателю принимаем среднюю скорость поршня Cm = 5,625 м/с.

     

    Ход поршня

    S==м

     

    Принимаем S=450 мм.

     

     

    Находим диаметр рабочего цилиндра:

     

    D=м

     

    Согласно прототипному двигателю принимаем D = 360 мм = 0.36 м

     

     

     

    Проверяем отклонение величины мощности от заданной.

    Расчётная мощность:

    Ne===900,745 э.л.с.

     

     

     

    Заданная мощность Ne= 900 э.л.с.

     

    Проверяем погрешность расчёта.

     

     

     

     

     

    Отклонение расчётной мощности от заданной - не превышает 1%, что допустимо.

     

    Для оценки форсировки двигателя определяем поршневую удельную мощность

     

     

    Получившая форсировка соответствует среднеоборотным четырёхтактным двигателям с наддувом

    [Nп]=13-18

     


    2.2 Расчёт и построение индикаторной диаграммы

     

    Выбираем масштаб ординат давления

    1 бар - 2 мм. (m=2)

     

    Ординаты давлений характерных точек цикла

     

    Точка а = m*Pa=2*1.46=2.92 мм

    Точка c = m*Pc=2*46.7=93.4 мм

    Точка z = m*Pz=2*68=136 мм

    Точка b = m*Pb=2*4.93=9.86 мм

    Точка f = m*Pг=2*1.4=2.8 мм

     

    Базу диаграммы принимаем Va = 200 мм.

    Объём камеры сгорания Vc = ==16 мм.

    Объём предварительного расширения

    Vz = ρ*Vc=1.56*16=24.96 мм.

     

    Рабочий объём цилиндра Vs=Va-Vc=200-16=184 мм.

     

    Ординаты давления процесса сжатия и последующего расширения определим методом определения ординат давлений для произвольно взятых промежуточных объёмов. Расчёт производится в табличной форме.
    Таблица 2.1


    E

    Промежуточные объёмы

    V=мм.

    Ордината давления сжатия

    , (мм)

    Ордината давления расширения

    , (мм)

    1

    V1==200

    Р1=2.92*11.372=2.92

    =9.86*11.261=9.86

    1,333

    V2==150

    Р2=2.92*1.3331.372=4.3

    =9.86*1.3331.261=14.2

    2

    V3==100

    Р3=2.92*21.372*7.6

    =9.86*21.261=23.6

    2,666

    V4==75

    Р4=2.92*2.6661.372=11.2

    =9.86*2.6661.261=33.96

    4

    V5==50

    Р5=2.92*41.372=19.56

    =9.86*41.261=56.6

    5

    V6==40

    Р6=2.92*51.372=26.56

    =9.86*51.261=75.04

    6,666

    V7==30

    Р7=2.92*6.6661.372=39.4

    =9.86*6.6661.261=107.6

    8

    V8==25

    Р8=2.92*81.372=50.6

    =9.86*81.261=135.7

    10

    V9==20

    Р9=2.92*101.372=68.7

     

    12,5

    V10==16

    Р10=2.92*12.51.372=93.4

     

     

    В прямоугольной системе координат PV наносим принятые объёмы и соответствующие им ординаты давлений. Полученные точки соединяем между собой. Снимаем площадь.

     

    Площадь индикаторной диаграммы

    F=3533 мм2

     

    Определяем среднее индикаторное давление

    (Pi)=бар

     

    Полученное расчётным путём индикаторное давление Pi=9.72 бар

     

    Погрешность

     


     

     

    Проверочный расчёт поршня на прочность двигателя 6ЧРН 36/45.

    Исходные данные:

     

     

    Pz=68 бар

    Pi=9.72 бар

    n=375 мин-1

    Сm=5.625 м/с

     

     

    Поршень выполнен из чугуна марки СЧ24-44. Поршневой палец плавающего типа, пустотелый выполненный из стали марки 20Х.

     

    Материал для изготовления четырёх компрессионных и двух маслосъёмных колец служит чугун марки СЧ24-44. Кольца имеют замок косого типа.


    Определяем основные конструктивные размеры.

     

    1.1 Диаметр головки поршня:

    D-D1=(0.00080.008)D

    D1=D-0.006*D=360-0.006*360=360-2.16=357.8

     

    1.2 Диаметр юбки поршня:

    D2=D-(0.00080.008)D=360-0.0008*360=

    =360-0.288=359.712 мм.

     

    1.3 Толщина днища:

    δ=(0,120,18)D=(0.120,18)*360=43,264,8 мм

    Принимаем по протипному двигателю

    δ=42 мм. По центру δ=85 мм.

     

    1.4 Расстояние от первого кольца до кромки поршня.

    С=(0,150,3)D=(0.150.3)*360=54108 мм

    Принимаем по прототипу С=92 мм.

     

    1.5 Толщина цилиндричной стенки головки

    S1=(0.030.1)*D=(0.03-0,01)*360=10,8-36 мм

    Принимаем S1=36мм.

     

    1.6 Толщина направляющей части юбки

    S2=мм

    Принимаем S2=16 мм

     

    1.7 Длина направляющей части юбки принимаем по прототипному двигателю:

    Lн=501,7 мм

     

    1.8 Расстояние от нижней кромки поршня до оси пальца принимаем с прототипного двигателя

    l2=(0.81.2)D=1*0.18=0.18 м

     

    1.9 Общая длина поршня:

    L=709 мм.

     

     


     

    2. Проверка тронка поршня на удельное давление

     

    2.1 Длина направляющей части поршня.

    Lн=====49,41 см.

    Полученное значение направляющей части поршня меньше принятого

    501.7<494.1 мм.

    Следовательно, невыжимаемость смазки обеспечена.

    3. Расчёт толщины днища.

     

    3.1 Результирующий изгибающий момент, действующий на днище поршня.

    Mиз=кг*см,

     

    3.2 Напряжение сжатия и растяжения, возникающие соответственно в верхних и нижних ??? :

    σиз= МПа,

     

    Момент инерции сечения днища и расстояния от нейтральной оси сечения до нижней и верхней кромки сечения подсчитываем в табличной форме.

     

    σсж=бар

     

    σр=

     

    Условия прочности удовлетворяются, так как полученные напряжение меньше допустимых бар.

     


    3.3 Поршень охлаждается маслом.

    Определяем тепловое напряжение

    σт=бар.

    где силовая нагрузка

    g=(6000+26n)Pi=(6000+26.375)*9.72=153090

    тогда

     

    σт=бар

     

    3.4 Суммарное напряжение

    σсумрг=664,23+643=1307,23 бар

     

    Допустимое напряжение изгиба для чугунных поршней [σсум\] = 2000 бар.

     

    № фигуры

    Размеры сторон фигур

    Площадь фигур

    Расстояние от оси

    о-о до ЦТ фигур

    Статический момент

    фигур

    Расстояние от оси

    о-о до нейтраль. Оси

    о-о

    Момент инерции фигур относительно ЦТ

    Расстояние от ЦТ фигур

    до оси о11

    Произведение F*y112

    Момент инерции фигур относительно оси о11

    b

    h

    F=bh

    y1

    Mст=Fy1

    F*y/12

    y0-0=

    см

    см2

    см

    см3

    см

    см4

    см

    см4

    см4

    1

    3,5

    7,8

    27,3

    3,9

    106,47

    3,21

    138,4

    0,65

    11,53

    149,93

    3,8

    1,7

    3,23

    4,7

    15,18

    1,56

    1,4

    6,37

    7,89

    8,2

    4,4

    18,04

    5,1

    92,0

    58,21

    2,4

    104,14

    162,35

    4

    11,6

    3,8

    44,08

    2,2

    96,98

    53,04

    1,05

    48,59

    101,63

    5

    3,0

    4,1

    12,3

    2,1

    25,83

    17,23

    1,2

    17,71

    34,94

     

    ΣF=104.95 ΣMст=336,46 ΣY/0-0=456.74

    Y/0-0=2ΣY/0-1=2*456,74=913,48

     

    Условиям прочности принятые размеры днища удовлетворяют.


    Расчёт поршневого пальца

    Конструктивные элементы

     

    4.1 Диаметр пальца

    d=(0.35-0.45)D=0.388*310=

    Принимаем по прототипуd=140 мм

     

    4.2 Внутренний диаметр пальца выбираем из прототипного двигателя

    d0=45 мм.

     

    4.3 Длина вкладыша головного подшипника

    l=(0.45-0.6)D=(0.45-0.6)360=162-216 мм.

     

    4.4 Длина пальца

    lп= (0,82-0,85)D=(0.82-0.85)360=295.2-306

    принимаем согласно прототипа

    lп=285 мм.

     

    4.5 Расстояние между серединами опор пальца

    l1=мм.

     

    4.6 Длина опорной части бобышки

     

    а=мм.

    4.Расчёт поршневого пальца.

    Конструктивные элементы

    4.1 Диаметр пальца

    d=(0.35-0.45)D=0.388*310=

    Принимаем по прототипу d=140мм.

     

    4.2 Внутренний диаметр пальца выбираем из прототипного двигателя

    d0=45 мм.

     


    4.3 Длина вкладыша головного подшипника

    l=(0.45-0.6)D=(0.45-0.6)360=162-216 мм

    Принимаем по прототипу l= 162 мм

     

    4.4 Длина пальца

    ln=(0.82-0.85)D=(0.82-0.85)360=295.2-306

    Принимаем согласно прототипа lп=285 мм.

     

    4.5 Расстояние между серединами опор пальца

    l1=мм

     

    4.6 Длина опорной части бобышки

    а=мм.

    Расчёт

    4.7 Напряжение изгиба, возникающее в момент действия силы Pd,

    σиз==915 бар.

     

    4.8 Напряжение среза, возникающее в момент действия силы Pd.

    σср==250,72 бар.

    Допускаемое напряжение изгиба для углеродистой стали [σиз]=900-1200 бар

    Допускаемое напряжение среза [σср]=500 бар.

    Следовательно, условиям прочности вполне удовлетворительно.

     

    4.9 Удельное давление в подшипнике скольжения

    бар.

     

    Допускаемое удельное давление в подшипнике скольжения (головном подшипнике шатуна)

    [Kп]=200-300 бар (вкладыш выполнен из бронзы).


    4.10 Удельное давление на гнездо бобышек.

    бар.

     

    Допускаемое удельное давление на гнездо бобышек из чугуна [Kб]=250-450 бар.

     

    Следовательно условия прочности соблюдено.

     

    5. Расчёт поршневого кольца.

    Конструктивные элементы.

     

    5.1 Радиальная ширина кольца.

    b=мм.

    Принимаем b=11 мм.

     

    5.2 Высота кольца.

    h=(0.8-1.2)b=(0.8-1.2)*11=8.8-13.2

    Принимаем h=10 мм.

     

    5.3 Длина выреза в замке

    l=(2-3)b=(2-3)*11=22-33 мм.

     

    5.4 Температурный зазор

    S=(0.003-0.005)D=(0.003-0.005)*360=1.08-1.8 мм.

     

    5.5 Значение f/

    f/=l-s=22-1.8=20.2 мм.

     

    5.6 Значение f//

    f//=8b-f/=8*11-20.2=88-20.2 = 67.8 мм.

     


    5.7 Напряжения в кольце при нахождении его в сжатом состоянии.

    σ/из==775.32 бар, что вполне допустимо, так как предельное значение напряжения[σ/из=800-1500 бар].

    5.8 Напряжения, возникающие в кольце в момент надевания его на поршень.

    σ//из=бар,

    что несколько выше допустимого напряжения при надевании кольца на поршень [σ//из]=2000-2500 бар.

    Но, учитывая надёжное действие колец прототипного двигателя тех не размеров, окончательно принимаем указанные размеры поперечного сечения.

     

    5.9 Удельное давление кольца P на стенку цилиндра

    P==0.239 бар.

    Что не превышает предельно допустимое давление для тихоходных дизелей.

    [P]=0.3-0.6 бар.

     

    скачать dle 10.6фильмы бесплатно