ЗАДАНИЕ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ.
1) Составить математическую модель высокомоментного двигателя постоянного тока с учетом сопротивления R и индуктивности L якоря, а также момента нагрузки М.
Начертить эквивалентную схему якорной цепи, составить сеть связей физических величин, записать передаточные функции элементарных звеньев, построить структурную схему модели и получить систему дифференциальных уравнений в форме Коши. (См. пример на стр.4).
Параметры высокомоментных двигателей даны в приложении.
2) Составить программу решения системы дифференциальных уравнений методом Рунге-Кутта 4-го порядка для математической системы MathCAD.
3) Ввести математическую модель и ее параметры в ЭВМ. Установить момент внешней нагрузки на валу двигателя МН = 0, а напряжение U = 100 В.
Подобрав оптимальный режим решения задачи получить переходный процесс изменения двух величин: частоты вращения w и тока i
w = f1 (t)
i = f2 (t)
Сначала результаты решения задачи вывести на листинг (документ 1), а затем получить графики функций (документ 2).
Графики зарисовать.
4) Определить частоту вращения холостого хода w0 в установившемся режиме при напряжениях 100 В, 50 В и 10 В.
(Мн= 0) Полученные данные записать в верхнюю часть таблицы 1.
U, в |
w0, 1/c |
wН, 1/c |
100 50 10 |
|
|
Umin= ? |
|
|
5) Установить номинальный момент нагрузки Мн = Мном на валу электродвигателя и установить напряжение U = 100В. Затем задать начальные условия
i (0) = 0
w (0) = w0 (100 В)
и наблюдать изменение частоты вращения и тока под влиянием внешней нагрузки.
Определить значения частоты вращения wн под нагрузкой в установившемся режиме при напряжениях 100 В, 50 В, и 10 В.
Результаты записать в таблицу 1.
Для U = 10 B зарисовать графики переходного процесса w = f1(t)
и i = f2(t).
6) Установить максимальный момент нагрузки Мн =2Mном.
Методом последовательных попыток найти минимальное напряжение мин, при котором электродвигатель не может преодолеть эту нагрузку.
Определить частоту вращения холостого хода w0 мин при U = мин.Рассчитать диапазон регулирования частоты вращения электродвигателя
7) Построить семейство механических характеристик при напря-жениях 100 В, 50 В, 10 В в системе координат n [об/мин], M [Н М]
8) Смоделировать тормозные режимы двигателя. Устанавливая параметры и начальные условия в соответствии с таблицей 2 наблюдать графики переходных процессов при генераторном торможении, при динамическом торможении и при торможении противовключением.
Табл. 2.
параметры |
нач. условия |
режим торможения |
||
U, В |
Мн, Н М |
I (0), A |
w(0), 1/c |
|
5 0 -10 |
0 0 0 |
0 0 0 |
w0 (10 В) w0 (10 В) w0 (10 В) |
генераторный динамическое противовключением |
Зарисовать графики функций w = f (t) и i = f (t) для всех трех режимов.
ПАРАМЕТРЫ |
ПБВ100 |
ПБВ112 |
|||
условная длина якоря |
|||||
М |
L |
S |
M |
L |
|
Номинальный момент, Нм Момент инерции якоря, кг м2 Сопротивление обм. якоря, Ом Индуктивность обм. якоря, Мгн Постоянная ЭДС, Вс |
7,16 0,01 0,222 1,18 0,430 |
10,5 0,013 0,139 0,8 0,420 |
14 0,035 0,109 0,732 0,487 |
17,5 0,042 0,123 0,898 0,659 |
21 0,049 0,144 1,102 0,812 |
ПАРАМЕТРЫ |
ПБВ132 |
ПБВ160 |
ПФВ160 |
||
условная длина якоря |
|||||
М |
L |
S |
M |
L |
|
Номинальный момент, Нм Момент инерции якоря, кг м2 Сопротивление обм. якоря, Ом Индуктивность обм. якоря, Мгн Постоянная ЭДС, Вс |
35 0,188 0,0574 0,422 0,736 |
47,7 0,238 0,0707 0,554 1,002 |
76,4 0,242 0,0317 0,337 1,127 |
105 0,298 0,0343 0,405 1,347 |
143,2 0,194 0,0292 0,270 0,898 |
4)
U, в |
w0, 1/c |
wН, 1/c |
100 50 10 |
232.558 116.279 23.256 |
223.961 107.682 14.659 |
Umin= 8 |
18.605 |
10.008 |
Определение частоты вращения холостого хода w0 в установившемся режиме при напряжении 100 В.
Определение частоты вращения холостого хода w0 в установившемся режиме при напряжении 50 В.
Определение частоты вращения холостого хода w0 в установившемся режиме при напряжении 10 В.
5) Установить номинальный момент нагрузки Мн = Мном на валу электродвигателя и установить напряжение U = 100В. Затем задать начальные условия
i (0) = 0
w (0) = w0 (100 В)
и наблюдать изменение частоты вращения и тока под влиянием внешней нагрузки.
Определение значения частоты вращения wн под нагрузкой в установившемся режиме при напряжении 100 В
Определение значения частоты вращения wн под нагрузкой в установившемся режиме при напряжении 50 В
Определение значения частоты вращения wн под нагрузкой в установившемся режиме при напряжении 10 В
6) Установить максимальный момент нагрузки Мн =2Mном.
Методом последовательных попыток найти минимальное напряжение мин, при котором электродвигатель не может преодолеть эту нагрузку.
Определить частоту вращения холостого хода w0 мин при U = мин.Рассчитать диапазон регулирования частоты вращения электродвигателя
==232.558/18.605=12.49976
Umin=8В
7) Построить семейство механических характеристик при напря-жениях 100 В, 50 В, 10 В в системе координат n [об/мин], M [Н М]
1) U=100B
2) При U=50
3) При U=10
8) Смоделировать тормозные режимы двигателя. Устанавливая параметры и начальные условия в соответствии с таблицей 2 наблюдать графики переходных процессов при генераторном торможении, при динамическом торможении и при торможении противовключением.
Табл. 2.
параметры |
нач. условия |
режим торможения |
||
U, В |
Мн, Н М |
I (0), A |
w(0), 1/c |
|
5 0 -10 |
0 0 0 |
0 0 0 |
w0 (10 В) w0 (10 В) w0 (10 В) |
генераторный динамическое противовключением |
Зарисовать графики функций w = f (t) и i = f (t) для всех трех режимов
1) Генераторный режим торможения
2) Динамическое торможение:
3) Противовключение
Вывод: составила математическую модель высокомоментного двигателя постоянного тока с учетом сопротивления Rи индуктивности L якоря, а также момента нагрузки М. Определила частоту вращения холостого хода ω0 в установившемся режиме при напряжениях 100 В, 50 В и 10 В. Определила частоту вращения холостого хода ω0 minпри U=Umin. Рассчитала диапазон регулирования частоты вращения электродвигателя. Смоделировала тормозные режимы двигателя.