ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ№ 2
1. Совокупность предписаний, пожеланий, ожиданий соответствующего
поведения, предъявляемых обществом к лицам, занимающим
определенные социальные позиции - это…
1) социальный институт;
2) социальная роль;
3) социальный статус;
4) социальные нормы;
5) социальные функции.
2. Позиция человека в обществе, связанная с определенными правами и
обязанностями - это …
1) главный статус;
2) личный статус;
3) предписанный статус;
4) социальный статус;
5) достигаемый статус.
3. Назовите понятие по указанным ниже признакам:
-группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер;
-группы, направленные на достижение общих целей.
1) социальная общность;
2) социальная группа;
3) вторичная группа;
4) первичная группа;
5) малая группа.
4. Положение, которое человек занимает в обществе благодаря собственным
усилиям, целеустремленности и которое является вознаграждением данного
индивида за его успехи, заслуги - это…
1) личный статус;
2) главный статус;
3) социальный статус;
4) достигаемый статус;
5) предписанный статус.
5. Относительно устойчивая совокупность индивидов, взаимодействующих
на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении
других – это…
1) социальная группа;
2) первичная группа;
3) вторичная группа;
4) референтная группа;
5) большая группа.
6. Социальная структура общества в широком смысле – это…
1). Совокупность социальных статусов, социальных ролей, социальных институтов общества;
2). Образец поведения;
3). Определенный способ связи взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции;
4). Реально существующие совокупности людей, связанные едиными признаками;
5). Отношения между устойчивыми общностями людей.
1) 5;
2) 2;
3) 4, 5;
4) 3;
5) 1, 3.
7. Какие из перечисленных положений соответствуют ПРЕДПИСАННОМУ
статусу?
1) . Статус, в котором человек рожден;
2). Положение, которое человек приобретает благодаря собственным стараниям, свободному выбору;
3). Позиция, которую общество назначает или навязывает человеку по прошествии времени;
4). Положение в обществе, над котором индивид не имеет контроля.
1) 1, 2;
2) 1, 3;
3) 3, 4;
4) 2;
5) 1, 3, 4.
8. Выделите из перечисленных положений характеристики ГЛАВНОГО
статуса:
1) позиция, в которой человек рожден;
2) любой статус, приобретенный индивидом в результате свободного выбора;
3) наиболее характерный для данного индивида статус, с которым его отождествляют другие люди;
4) положение, определяющее стиль и образ жизни индивида, его манеру поведения;
5) позиция, определяющая круг общения.
1) 1;
2) 2;
3) 3, 4;
4) 4;
5) 3, 4, 5.
9. Какие ниже перечисленные социальные явления и образования можно
назвать социальными институтами?
1) малые социальные группы;
2) базисные механизмы регулирования общества;
3) общественные системы, мировое сообщество, цивилизация;
4)стратификационные системы, классы, слои;
5) группы, имеющие специфическое сознание общей культурной идентичности.
10. Выявите ошибочное(ые) суждение(я):
1) организации – это социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей;
2) организации свойственна высокая степень формализации их внутренней структуры; правила, регламентация, распорядок охватывают
практически все сферы поведения ее членов;
3) в организации основное значение придается индивидуальным личным качествам;
4) организации присуще наличие координирующего и управляющего
органов.
11. Поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный
статус – это…
1) социальное действие;
2) девиантное поведение;
3) социальная роль;
4) делинквенция.
12. Упорядоченный, регулируемый, скоординированный способ
совместной деятельности людей, направленный на достижение
конкретных специфических целей – это…
1) социальная группа;
2) социальный институт;
3) социальная общность;
4) социальная организация.
13. Что из перечисленного раскрывает понятие гражданское общество?
1) общество развитых социально-экономических, политических и
духовно-нравственных отношений, высокой социально-политической
культуры, социальной и политической активности граждан;
2) общество, отделенное и независимое от государства, строящее свои
отношения с ним на основе признания приоритета общества и
необходимости служения ему государства;
3) общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими
гражданскими и политическими правами, активно участвующих в
управлении государством.
14. Какие из перечисленных институтов относятся к базовым?
1) институт семьи и брака;
2) экономические институты;
3) религия;
4) средства массовой коммуникации;
5) институт общественного мнения.
15. Социальная группа, созданная для достижения взаимосвязанных целей
на основе формирования формализованных структур, включающих
иерархию управления, программу действий и фиксирования членства –
это …
1) социальный институт;
2) социальная организация;
3) социальная общность;
4) бюрократия.
16. Специфическая форма социальной организации, характеризующаяся
наличием привилегированного слоя служащих, осуществляющих власть,
отрывом исполнительной власти от законодательной, безличной системой
управления, созданием системы служебной зависимости – это …
1) формальная организация;
2) социальный институт;
3) формальный институт;
4) бюрократия.
17. Высокий уровень эмоциональности взаимоотношений отличает
группы…
1) вторичные;
2) референтные;
3) этнические;
4) первичные;
5) квазигруппы.
18. Состояние массового сознания, отражающее в скрытой или явной
форме отношение общества или его части к актуальным общественным
явлениям и процессам, к деятельности отдельных индивидов, социальных
групп, организаций – это …
1) общественное сознание;
2) общественное мнение;
3) общественное отношение;
4) общественное мировоззрение.
19. Промежуточность положения индивида или группы, занимающих
крайнюю пограничную позицию в слое, классе, обществе - это …
1) девиация;
2) бедность;__
3) маргинальность;
4) социальная мобильность;
5) социальная стратификация.
20. Назовите понятие по указанным ниже признакам:
- расслоение людей на классы, иерархические ранги;
- неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и
обязанностей;
- имеет универсальный характер.
1) социальное неравенство;
2) дискриминация;
3) социальная стратификация;
4) социальная дифференциация;
5) социальная мобильность.
21. Назовите понятие по ниже перечисленным признакам:
- наследственные группы людей, занимающие определенное место в социальной иерархии;
- абсолютно закрытые общности, связанные с традиционными занятиями и
ограниченные в общении друг с другом.
1) сословия;
2) классы;
3) касты;
4) андеркласс;
5) маргиналы.
22. Движение индивидов или социальных групп между различными
уровнями социальной иерархии определяется как…….
1) социальная стратификация;
2) миграция;
3) коллективная мобильность;
4) социальная мобильность;
5) социализация.
23. Факторами групповой мобильности являются:
1) . Место жительства;
2). Этническая принадлежность;
3). Военные перевороты;
4). Смена политического режима;
5). Межгосударственные войны.
1) 1, 2, 3;
2) 1, 2, 4, 5;
3) 3, 4, 5;
4) 1, 2, 3, 4, 5;
5) 2, 3, 4.__
24. Назовите понятие, характеризующееся перечисленными признаками:
- доходом;
- профессией;
- образованием;
- уровнем общественного престижа.
1) профессиональный статус;
2) главный статус;
3) социальный статус;
4) социальная страта;
5) класс.
25. Выделите признаки, свойственные закрытому обществу:
1) . Наличие конкуренции за статус в обществе;
2). Активное вмешательство в социальный порядок с целью реализации
личных и групповых интересов;
3). Наличие юридических препятствий для социальной мобильности;
4). Может иметь кастовый характер.
1) 1, 2;
2) 2, 3;
3) 1, 3;
4) 2, 4;
5) 3, 4.
26. К главным слагаемым социальной стратификации относятся…
1) власть, престиж, доход, образование;
2) возраст, национальность, доход;
3) доход, престиж, место проживания.
27. К факторам индивидуальной мобильности относятся…
1) уровень полученного образования;
2) социальные революции;
3) физические и умственные способности;
4) внешние данные;
5) национальность.
28. Кого считают родоначальником теории стратификации?
1) П. Сорокина;
2) К. Маркса;
3) М. Вебера;
4) Т. Парсонса;
5) Р. Дарендорфа.
29. Иерархия социального неравенства в определенном обществе в
определенный отрезок времени – это____________…
1)родство;
2) ранжирование;
3) стратификация;
4) дифференциация.
30. В марксистской социологи под классом понимается…
1) большая группа людей, отличающихся властными полномочиями и
уровнем престижа;
2) большая группа людей, владеющих, либо не владеющих средствами
производства, занимающих определенное место в системе разделения
труда, отличающихся спецификой получения дохода;
3) социальная страта, отличающаяся от другой страты уровнем дохода,
власти, образования и престижа.
31. Класс в современном смысле – это…
1) социальная страта, отличающаяся от другой страты уровнем дохода, власти, образования и престижа;
2) большая группа людей, владеющих, либо не владеющих средствами
производства;
3) социальная группа, отличающаяся престижем социального статуса.
32. Какой социальной категории присущи следующие особенности:
- экономическая и социальная зависимость;
- отсутствие четких моделей ролевого поведения;
- политическая пассивность;
- девиантное поведение;
- повышенная конфликтность;
- отсутствие жизненных планов и уверенности в себе?
1) девиантам;
2) маргиналам;
3) делинквентам;
4) андерклассу.
33. Основными измерителями социальной стратификации являются…
1) власть;
2) национальность;
3) доход;
4) престиж;
5) образование.
34. Назовите понятие по указанным ниже признакам:
-совокупность процессов в любой социальной системе, посредством
которых обеспечивается следование определенным образцам
деятельности, соблюдение ограничений в поведении;
-состоит из социальных ценностей, норм и санкций.
1) социальная стратификация;
2) социальный институт;
3) социальный контроль;
4) социальная мобильность;
5) социальная структура.
35. Определите понятие по перечисленным ниже признакам:
- системное качество индивида, определенное его включенностью в
общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности
и общении;
- субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
1) индивидуальность;
2) личность;
3) социальный статус;
4) человек;
5) социальная роль.
36. Какое из определений наиболее полно раскрывает сущность
социализации:
1) обучение человека правилам жизни, поведения;
2) подготовка детей ко взрослой жизни, усвоение элементарных правил
общественной жизни;
3) воспитание нравственно ответственной личности;
4) процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных ролей, культурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит;
5) процесс формирования личности.
37. Определите понятие по ниже перечисленным признакам:
- предписания того, как надо правильно себя вести в обществе;
- требования, пожелания и ожидания соответствующего общественно
одобряемого поведения;
- образцы, шаблоны поведения;
- элемент социального контроля.
1) социальные функции;
2) социальные нормы;
3) социальные санкции;
4) социальные роли;
5) социальные ценности.
38. Девиантное поведение - это …
1) отклонение от принятых в данном обществе или группе норм поведения;
2) деятельность личности в сфере теневой экономики;
3) отступление от исторических традиций и обычаев;
4) следование принятым нормам;
5) поведение психически больного человека.__
39. В социологии существует ряд теорий, раскрывающих причины
девиантного поведения. Какая из них объясняет рост девиации
разложением системы ценностей, социальных институтов, обусловленных
кризисом всего общества?
1) теория дифференциальной идентификации;
2) теория аномии;
3) теория стигматизации;
4) теория физических типов.
40. Кому из исследователей принадлежит вывод: «Каждый человек строит
свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других лиц, с которыми
он вступает в контакт. Для индивида важно не только то, что он думает о
себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы используем представления
других о нас самих как зеркало»?
1) З. Фрейду;
2) М. Веберу;
3) Ч. Кули;
4) К. Марксу;
5) Э. Дюркгейму.
41. Верны ли следующие суждения:
А) Девиантное поведение никогда не имеет положительного характера,
ведет только к отрицательным последствиям, тормозит общественный
прогресс;
Б) Девиантное поведение может иметь позитивный характер,
способствовать развитию общества?
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно А и Б;
4) оба суждения не верны.
42. К проявлениям девиантного поведения относятся…
1) алкоголизм;
2) наркоманияы;
3)эксцентричность;
4) чудачество;
5) новаторство.
43. Для всех социальных норм характерен признак…
1) является регулятором общественных отношений;
2) обеспечивается принудительной силой государства;
3) является обязательным правилом поведения;
4) имеет официальную форму выражения.
44. Суть какой теории девиантного поведения отражает данное суждение
«Первичное отклонение – начальное нарушение социальных норм – через
социальную изоляцию ведет к вторичному отклонению»?
1) теория дифференциальных связей;
2) теория аномии;
3) теория конституциональных типов;
4) теория контроля;
5) теория стигматизации.
45. Какое из приведенных положений отражает суть теории
стигматизации?
1) девиантное поведение – это результат конфликтов в сознании
человека;
2) девиация есть следствие ценностно-нормативного конфликта;
3) девиация – это результат неудач в процессах социализации;
4) девиантное поведение – следствие «наклеивания ярлыков» группами,
обладающими властью, на поведение менее защищенных групп.
46. Частота столкновения с криминальными образцами поведения
повышает вероятность стать преступником – такова суть теории…
1) аномии;
2) наклеивания ярлыков;
3) контроля;
4) дифференциальной идентификации;
5) дифференциальных связей.
47. Определите понятие по указанным ниже признакам:
- тип социального взаимодействия, характеризующийся
противоборством социальных субъектов;
- обусловлен противоречием социальных потребностей, интересов, целей,
статусов и ролей;
- ориентирован на достижение вознаграждения путем навязывания своей
воли, подчинения, устранения или даже уничтожения соперника,
стремящегося добиться того же вознаграждения.
1) конфронтация;
2) девиация;
3) социальный конфликт;
4) ролевой конфликт;
5) социальная дискриминация.
48. Какие из перечисленных позиций, ориентированы на выработку
альтернативных стратегий разрешения конфликтов?
1) игнорирование;
2) силовое решение;
3) компромисс;
4) конфронтация;
5) уклонение.
49. Конфликт, обусловленный выполнением индивидом одной или
нескольких социальных ролей, которые заключают в себе
несовместимость, конфликтующие обязанности и требования
называется…
1) классовым конфликтом;
2) антагонизмом;
3) конфронтацией;
4) ролевым конфликтом;
5) социальным конфликтом.
50. Согласно концепции отклоняющегося поведения Р.Мертона,
мошенничество и незаконное предпринимательство – это примеры
следующей формы приспособления…
1) ретритизм;
2) ритуализм;
3) инновация;
4) конформность.
51. «Социальной патологией» считал конфликты…
1) Л.Козер;
2) Р.Дарендорф;
3) Т.Парсонс;
4) К.Боулдинг.
52. Согласно концепции отклоняющегося поведения Р.Мертона, бюрократ
– это пример следующей формы приспособления…
1) конформизм;
2) ритуализм;
3) ретритизм;
4) мятеж.
53. Примером какого культурного процесса является изучение
английского языка как средства международного общения ?
1) культурного конфликта;
2) культурного нигилизма;
3) культурной аккомодации;
4) культурного релятивизма.
54. Процесс заимствования индейцами достижений европейской
цивилизации является примером…
1) аккультурации;
2) адаптации;
3) ассимиляции;
4) диффузии.
55. Группа, члены которой принимают участие в основной культуре
общества, одновременно разделяя ряд уникальных ценностей,
называется…
1) формальной культурой ;
2) контркультурой;
3) референтной культурой;
4) субкультурой.
56. Культурное взаимодействие, характеризующееся полным принятием
одной культурой другой, получило название…
1) ассимиляции;
2) диффузии;
3) конфликта;
4) аккомодации.
57. Социальные общности , объединенные на основе единого языка,
особенностей культуры и психологии, называются…
1) расовые;
2) кастовые;
3) классовые;
4) этнические.
58. Десоциализация – это…
1) процесс утраты прежних навыков;
2) процесс приобретения новых навыков и социальных ролей;
3) дезорганизация общества;
4) криминализация общества.
59. Социализация, проходящая в сфере межличностных отношений в
малых группах, называется социализацией…
1) малой;
2) вторичной;
3) первичной;
4) продолжающейся.
60. Процесс переработки человеком усвоенного ранее материала, в ходе
которого происходит пересмотр ряда установок и представлений,
получил название…
1) депривация;
2) десоциализация;
3) ресоциализация;
4) конформизм.
61. Неформальную организацию отличает…
1) наличие определенной цели;
2) статусно-ролевая структура;
3) коммуникативность действий;
4) отсутствие жесткой иерархии.
62. К институтам вторичной социализации относится…
1)церковь;
2) школа;
3) семья;
4) компания друзей.
63. Две функции, присущие СМИ как социальному институту…
1) социальный контроль;
2) социальная стратификация;
3) просвещение;
4) социальная дифференциация.
64. Ускорение интеграции культуры благодаря воздействию на людей
СМИ определяется как…
1) диверсификация культуры;
2) глобализация культуры;
3) ассимиляция;
4) аккультурация.
65. Положительной чертой наличия маргиналов в обществе является…
1) социальная стабилизация;
2) люмпенизация;
3) дезинтеграция;
4) регенерация.
66. Верны ли следующие суждения:
А) Расовая принадлежность – это пример аскриптивного статуса;
В) Расовая принадлежность – это пример дескриптивного статуса.
1) верно только А;
2) оба суждения верны;
3) оба суждения неверны;
4) верно только В.
67. Совместное проживание на территории ряда земель ФРГ немцев и
турок с минимумом конфликтов и желания вникать в этнические и
религиозные проблемы друг друга,следует расценивать как
проявление
1) адаптации;
2) ассимиляции;
3) аккомодации;
4) аккультурации__________.
68. К агентам вторичной социализации относятся…
1) друзья;
2) родители;
3) журналисты;
4) родственники.
69. Гражданское общество относится к…
1) государственным структурам;
2) политическим структурам;
3) неполитическим структурам;
4) негосударственным структурам.
70. В качестве потребителей массовой культуры выступают…
1) низший класс;
2) элита;
3) средний класс;
4) все люди.