Задание на проектирование |
|
Введение |
|
I. Выбор электродвигателя и кинематический расчет |
|
II. Расчет передач
|
|
III. Предварительный расчет валов редуктора
|
|
IV. Конструктивные размеры шестерни и колеса
|
|
V. Конструктивные размеры корпуса редуктора
|
|
VI. Расчет клиноременной передачи
|
|
VII. Расчет параметров цепной передачи
|
|
VIII. Первый этап компоновки редуктора
|
|
IX. Проверка долговечности подшипников
|
|
X. Второй этап компоновки редуктора
|
|
XI. Проверка прочности шпоночных соединений
|
|
XII. Уточненный расчет валов
|
|
XIII. Вычерчивание редуктора
|
|
XIV. Посадки зубчатого колеса, шкива и подшипников
|
|
XV. Выбор сорта масла
|
|
XVI. Сборка редуктора
|
|
Библиографический список |
|
Содержание
Введение
Транспортёры (конвейеры) предназначены для перемещения сыпучих и кусковых грузовых материалов или штучных однородных грузов непрерывным потоком на небольшие расстояния. Их широко применяют для менанизирования разгрузочно - погрузочных работ, для транспортирования изделий в технологических поточных линиях.
В настоящее время известно большое количество разнообразных транспортирующих устройств, различающихся по принципу действия и по конструкции.
Все эти устройства можно разделить на две основные группы:
1. транспортирующие устройства с тяговым органом – ленточные и цепные транспортёры и элеваторы.
2. транспортирующие устройства без тягового органа – гравитационные.
Независимо от типа тягового органа транспортёры состоят из следующих основных частей:
· приводная станция, от которой тяговый орган получает движение
· тяговый орган с элементами размещения груза (ковши, скребки, люльки) или без них
· рама или ферма транспортёра
· поддерживающее устройство (катки, ролики)
· натяжная станция, которая создаёт и поддерживает необходимое натяжение тягового органа
Приводная станция включает двигатель, передачу ( зубчатую, червячную и д. р.), соединительные муфты, ведущий барабан или звёздочки с валом и опорами. Конструкция приводной станции и ее расположение относительно конвеера могут быть различными.
Натяжная станция позволяет перемещать ведомый вал с помощью винтовых механизмов и поддерживать таким образом, необходимое натяжение тягового органа. Кроме винтовых применяются грузовые натяжные устройства.
В ленточных транспортёрах тяговым органом служит гибкая лента (ремень), чаще всего текстильная, прорезиненная.
Задание на проектирование
Спроектировать одноступенчатый горизонтальный цилиндрический косозубый редуктор и цепную передачу для привода к ленточному конвейеру (Рисунок 1).
1- электродвигатель, 2-ременная передача, 3-редуктор, 4-цепная передача, 5-барабан.
Рисунок 1. Кинематическая схема привода ленточного конвейера с цилиндрическим редуктором и цепной передачей
Срок службы – 5 лет, работа в 3 смены.
Полезная окружная сила, передаваемая лентой конвейера, – 11 кН,
Линейная скорость ленты – 2 м/с,
Ширина барабана – 200 мм,
Диаметр барабана – 400 мм.
Зубчатая пара: материал – сталь 12ХН3А, термическая обработка – на свое усмотрение.
I. Выбор электродвигателя и кинематический расчет
Определяется общий КПД двигателя:
, (1), с. 5
где
h1= 0,96 – коэффициент, учитывающий потери в ременной передаче;
h2= 0,99 – КПД, учитывающий потери подшипников качения;
h3=0,97 - КПД зубчатых колес,
h4= 0,95 – коэффициент, учитывающий потери в цепной передаче
Мощность на валу барабана:
, (1), с. 5
где Fд– окружная сила; Fд==11 кН;
Vд– скорость двигателя; Vд=2 м/с;
Требуемая мощность электродвигателя:
Принимается электродвигатель с мощностью 30 кВт с синхронной частотой вращения 1000 об/мин. Типоразмер 200L6. Процент скольжения – 2,1%.
Номинальная частота вращения электродвигателя:
Угловая скорость электродвигателя:
Угловая скорость барабана:
Частота вращения барабана:
Общее передаточное число привода:
Согласно рекомендациям (стр. 43, Шейнблит), .
Определяется передаточное число редуктора:
Принимается передаточное число редуктора:
(стр. 36, Чернилевский).
Проверка:
значит, условие выполнимо.
Вал I |
|
|
|
Вал II |
|
|
|
Вал III |
|
|
|
Вал IV |
|
|
|
II. Расчет передач
Находится число циклов перемены напряжений для колеса (наработка за весь срок службы):
Где - гловая скорость ведомого вала,
- время работы передачи,
Где – срок службы,
– продолжительность смены,
- одна смена,
– коэффициент сменного использования (70% времени используется на работу, 30% - простои, ремонт).
Определяется число циклов перемены напряжений для шестерни:
Твердость шестерни - 63HRC,
Твердость колеса - 50 HRC (т. 3.3, Чернилевский).
Определяется число циклов перемены напряжений , соответствующее пределу выносливости:
Для длительно работающих передач:
, т.е. ,
тогда коэффициент долговечности:
.
, т.е. ,
.
Допускаемое контактное напряжение , соответствующее числу циклов перемены напряжений :
- для шестерни:
- для колеса:
Определяется допускаемое контактное напряжение:
- для шестерни:
- для колеса:
Где – коэффициент безопасности (стр. 13, Чернилевский).
Среднее допускаемое напряжение для непрямых колес:
Определяется допускаемое напряжение изгиба, соответствующее числу циклов напряжений:
- для шестерни:
(таблица 3.9, Чернилевский),
(таблица 8.9, Иванов).
Определяется допускаемое напряжение изгиба:
Где – коэффициент безопасности,
,
.
Определяется межосевое расстояние:
Где (таблица 3.1, Чернавский),
- для косозубых передач,
.
Межосевое расстояние принимается равным 160 мм (по ГОСТ 2185-66).
Определяется модуль зубьев:
Модуль принимается из стандартного ряда ГОСТ 9563-80:
.
Принимается произвольно угол наклона зубьев β=10о. Определяется число зубьев шестерни и колеса:
Принимается , тогда
Уточняется значение угла наклона зубьев:
Тогда
Основные размеры шестерни и колеса:
Диаметры делительные:
- шестерни:
- колеса:
Проверка:
Диаметры вершин зубьев:
- шестерни:
- колеса:
Диаметры впадин зубьев:
- шестерни:
- колеса:
Ширина колеса:
Ширина шестерни: . Принимается
Определяется коэффициент шестерни по диаметру:
Окружная скорость колес и степень точности передачи:
При такой скорости для косозубых колес следует принять 8-ю степень точности. (стр. 32, Чернавский).
Коэффициент нагрузки:
При , твердости НВ</i>>350 и несимметричном расположении колес относительно опор с учетом изгиба ведомого вала от натяжения цепной передачи (таблица 3.5, Чернавский).
По таблице 3.4 (Чернавский) при v=1.98 м/с и 8-ой степени точности По таблице 3.6 (Чернавский) для косозубых колес при v ≤ 5 м/с
Таким образом,
Проверка контактных напряжений:
Силы, действующие в зацеплении:
- окружная:
- радиальная:
-осевая:
Проверяются зубья на выносливость по напряжениям изгиба:
Здесь коэффициент нагрузки ,
Где (таблица 3.7, Чернавский), (таблица 3.8, Чернавский).
- коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев :
- у шестерни:
- у колеса:
Тогда:
,
(стр. 42, Чернавский).
Определяется допускаемое напряжение:
По таблице 3.9 (Чернавский) для стали 12ХН3А, при термической обработке – цементации, при твердости НВ</i>>350 950 МПа,
, (таблица 3.9, Чернавский), (для поковок и штамповок). Следовательно, .
Допускаемые напряжения:
- на шестерни:
Находятся отношения :
- для шестерни:
- для колеса:
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Определяются коэффициенты и :
Где - коэффициент торцевого перекрытия,
n – степень точности, n=8.
Проверяется прочность зуба шестерни по формуле:
Условие прочности выполняется.
III. Предварительный расчет валов редуктора
Предварительный расчет проводится на кручение по пониженным допускаемым напряжениям:
Ведущий вал:
Пониженное значение допускаемого напряжения для стали 12ХН3А рассчитывается по формуле:
Где - среднее значение прочности стали 12ХН3А при цементации. (Глухих В. Н., стр. 13).
.
Диаметр выходного конца:
Принимается
где Т2=374,55·103Нмм
Принимается меньшее значение из стандартного ряда .
Диаметр вала под подшипниками dп1=50 мм.
Рисунок 2. Конструкция ведущего вала
Ведомый вал:
Учитывая влияние изгиба вала от натяжения цепи, принимается
Диаметр выходного вала:
Принимается меньшее значение из стандартного ряда
Диаметр вала под подшипниками dп2=80 мм, диаметр под колесом dк=85 мм.
Рисунок 3. Конструкция ведомого вала
IV. Конструктивные размеры шестерни и колеса
Шестерня выполняется за одно целое с валом. Ее размеры определены выше:
,
,
.
Колесо кованое:
,
,
.
Диаметр ступицы: .
Длина ступицы: .
Принимается
Толщина обода колеса: ) мм.
Принимается .
Толщина диска С=0,3·b2=0,3·64=19,2 мм.
V. Конструктивные размеры корпуса редуктора
Толщина стенок корпуса и крышки:
Принимается
Принимается
Толщина фланцев поясов и крышки:
- верхнего пояса корпуса:
- пояса крышки:
- нижнего пояса корпуса:
Принимается
Диаметр болтов:
- фундаментных:
Принимаются болты с резьбой М20.
- крепящих крышку к корпусу у подшипников:
Принимаются болты с резьбой М16.
- соединяющих крышку с корпусом:
Принимаются болты с резьбой М12.
VI. Расчет клиноременной передачи
Мощность электродвигателя Р=25,6 кВт
Номинальная частота вращения электродвигателя:
Вращающий момент на валу двигателя: Т1=249,7·103 Нмм.
Согласно номограмме рис. 7.3 (1), с. 134, выбирается для клиноременного ремня сечение В.
Диаметр меньшего шкива:
Согласно ГОСТ 1284.3-80 принимается (Анурьев, стр. 507, Том 2).
Диаметр большего шкива:
Согласно ГОСТ 1284.3- 80 принимается =355 мм.
Уточняется передаточное отношение:
При этом угловая скорость вала IIбудет:
Процент ошибки:
Следовательно, принимаются окончательные значения диаметров шкивов:
,
.
Межосевое расстояние aрпринимается в интервале:
где - высота сечения ремня.
Принимается предварительно близкое значение aр=600 мм.
Расчетная длина ремня:
Ближайшее значение по стандарту:
Уточненное значение межосевого расстояния aрс учетом стандартной длины ремня:
где ,
.
При монтаже передачи необходимо обеспечить возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,01L=0,01·2240=22,4 мм для облегчения надевания ремней на шкивы и возможность увеличения его на 0,025L=0,025·2240=56мм для увеличения натяжения ремней.
Угол обхвата меньшего шкива:
Коэффициент режима работы, учитывающий условия эксплуатации передачи:
для привода к ленточному конвейеру при работе в 3 смены: 1,4.
Коэффициент, учитывающий влияние длины ремня:
для ремня сечения В при длине 2240 мм
Коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата:
длины ремня:
Число ремней в передаче, необходимых для передачи заданной мощности 25,6 кВт:
Где – мощность, передаваемая одним клиновым ремнем, кВт.
Для ремня сечения В при длине L=2240 мм, работе на шкиве и мощность 8 кВт (ГОСТ 1284.3-96).
Число ремней:
Натяжение ветви клинового ремня:
Где ,
- коэффициент, учитывающий влияние центробежных сил. Для ремня сечения В
Давление на валы:
Ширина шкивов:
где (табл. 7.12, Чернавский).
VII. Расчет параметров цепной передачи
Выбирается приводная роликовая однорядная цепь.
Вращающий момент на ведущей звездочке:
Передаточное число:
Число зубьев ведущей звездочки:
Число зубьев ведомой звездочки:
Тогда фактическое передаточное отношение:
Отклонение:
Расчетный коэффициент нагрузки:
Где - динамический коэффициент при спокойной нагрузке (передача к ленточному конвейеру),
<span style="font-family: 'Times New Roma