СКАЧАТЬ:
Содержание
Задание на курсовой проект
Введение
1 |
Кинематический расчет кулисного механизма |
1.1 |
Построение планов механизма |
1.2 |
Структурный анализ кулисного механизма |
1.3 |
Построение планов скоростей |
2 |
Расчет момента инерции маховика методом проф. Н.И Мерцалова |
3 |
Кинематический расчёт зубчатых передач привода |
3.1 |
Определение чисел зубьев зубчатых колес планетарного редуктора |
3.2 |
Расчет основных размеров зубчатых колес и параметров зубчатого зацепления Z4 – Z5 |
3.3 |
Вычерчивание элементов зубчатого зацепления |
3.3.1 |
Построение профилей зубьев |
3.3.2 |
Построение активной части линии зацепления и рабочих участков профилей зубьев |
|
|
Введение
Выполнение курсового проекта предусматривает кинематическое проектирование, динамические и силовые расчеты выделяемых механизмов (рычажного, кулачкового, зубчатой передачи) из агрегата-машины. Курсовое проектирование способствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, а также применению этих знаний к комплексному решению конкретной инженерной задачи по исследованию и расчету механизмов и машин. При решении задач проектирования кинематических схем механизмов должны быть учтены структурные, метрические, кинематические и динамические условия, обеспечивающие воспроизведение проектируемым механизмом заданного закона движения. Шарнирно-рычажные механизмы имеют однократную степень подвижности и состоят из наслоений из двух и трех поводковых групп, т.к. эти группы встречаются в подавляющем большинстве машин. Каждая из этих групп имеет свои особые методы кинематического и динамического анализа и синтеза, вытекающие из структуры этих механизмов.
В расчетах для измерения механических величин используются единицы системы SI, а при графическом изображении механических величин используются масштабы механической величины:
m1 мм/м-масштаб длины
mυ мм/м/с- масштаб скорости
mа мм/м/с2 - масштаб ускорения
mР мм/Н- масштаб силы
т.е. берется отношение длины отрезка (мм), изображающего эту величину, к рассматриваемой величине (м, м/с,.).
Искомые величины, рассчитываемые по известным формулам, вычисляются в соответствии с точностью заданных параметров по правилам приближенных вычислений и в соответствии с точностью, допускаемой графическими построениями.
1. Кинематический расчет кулисного механизма
1.1 Структурный анализ кулисного механизма
Степень подвижности механизма определим по формуле Чебышева
W = 3n - 2p1 - p2 ,
где n - число подвижных звеньев, p1 - число одноподвижных кинематических пар, p2 - число подвижных кинематических пар.
В рассматриваемом механизме 5 подвижных звеньев (т.е. n = 5), и все кинематические пары одноподвижные (т.е. p1=7, p2=0). Тогда
W = 3·5 - 2·7 = 1.
Так как подвижность механизма получена отличной от нуля, то механизм работоспособен.
Разбиваем механизм на группы Ассура: группа II класса 1-го порядка (шатун 2 - коромысло 3) и группа II класса 2-го порядка (шатун 4 - ползун 5)
Структурная формула механизма I(0-1) – II1(2-3) – II2(4-5)
В целом механизм является механизмом II класса.
1.2 Построение планов скоростей
Построение планов скоростей начинается от ведущего звена, закон движения которого задан.
Из точки Р, принятой за полюс плана скоростей отсчитываем в направлении вращения кривошипа вектор скорости т.А кривошипа равный РА и ^О1А. Затем проводим из конца вектора скорости т.А вектор АВ, который является ^к АВ, далее проводим прямую ^ к О2В из точки Р, пересечение вектора АВ и прямой даст величину вектора О2В. Затем из конца вектора О2В проводим прямую ^ВС до пересечения с горизонталью проведенной из т.Р, точка пересечения и будет концом вектора РС.
Планы скоростей строятся для всех рассматриваемых положений. Масштаб muпланов скоростей выбирается исходя из формулы:
и может быть любым целым числом для удобства определения численного значения величин скоростей интересующих точек звеньев механизма. Так как скорость точки А кривошипа определяется по формуле:
VА=13*0,067=0,87 м/с
Величины скоростей точек, угловых скоростей звеньев
Положение |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
VА |
0,87 |
0,87 |
0,87 |
0,87 |
0,87 |
0,87 |
0,87 |
0,87 |
0,87 |
0,87 |
0,87 |
0,87 |
VВ |
0 |
0.66 |
0.84 |
1.25 |
0.84 |
0.65 |
0 |
0.48 |
0.75 |
0.87 |
0.75 |
0.49 |
VС |
0 |
1.05 |
1.22 |
1.25 |
1.22 |
1.03 |
0 |
1.3 |
2.28 |
2.8 |
2.32 |
1.33 |
VВС |
0 |
0,25 |
0.15 |
0 |
0.16 |
0.25 |
0 |
0.4 |
0.39 |
0 |
0.45 |
0.46 |
|
0 |
0,36 |
0,51 |
0,56 |
0,565 |
0,555 |
0,44 |
0 |
1,02 |
1,29 |
1,22 |
0,88 |
|
0 |
2,25 |
3,19 |
3,5 |
3,53 |
3,47 |
2,75 |
0 |
6,38 |
8,06 |
7,63 |
5,5 |
Таблица 1.
Угловая скорость кулисы рассчитывается по формуле:
Для остальных положений расчет ведется аналогично. Результаты расчета занесены в таблицу
2. Расчет момента инерции маховика методом проф. Н.И Мерцалова
Приведенным к главному звену моментом каких-либо сил, приложенных к звеньям машины называется момент, условно приложенный к главному звену, мгновенная мощность которого в данном положении машины равна сумме мгновенных мощностей этих сил в том же положении машины.
Т.е. для любого положения машины каждый из приведенных моментов можно определить из условия равенства мгновенных мощностей этого приведенного момента и соответствующей группой сил.
Вычисляется величина приведенного момента Мпспр к кривошипу от силы Рпсполезного сопротивления по формуле:
Значение вычисляется для всех положений звеньев механизма.
М0=107,8*0=0 Нм
М1=107,8*1,05=113 Нм
М2=107,8*1,22=131 Нм
М3=107,8*1,25=135 Нм
М4=107,8*1,22=131 Нм
М5=107,8*1,03=111 Нм
М6=107,8*0=0 Нм
М7=107,8*1,3=140 Нм
М8=107,8*2,28=245 Нм
М9=107,8*2,8=302 Нм
М10=107,8*2,32=250 Нм
М11=107,8*1,33=143 Нм
Строится график =М(j) в масштабе по оси абсцисс mφ, по оси ординат mм.
mφ=26,27 мм/рад; mм =0,2мм/Н*м
Путем графического интегрирования при выбранном значении полюсного расстояния k, строится диаграмма Апс=А(j) работ сил полезного сопротивления в функции угла поворота j.
mА= mм*mφ/k
mА=(26,27*0,2)/40 =0,13 мм/Дж
Так как приведенный момент движущихся сил внутри цикла движения остается постоянным при приводе от электродвигателя переменного тока, то это работа пропорциональна углу j поворота кривошипа. Кроме того, эта работа за период установившегося движения должна численно равняться
Адв= Апс±АG, где АG
составляющая работ, затраченных на подъем и опускание звеньев при их движении. С некоторой погрешностью эту величину можно не учитывать.
Поэтому соединив прямой точку О с точкой С получим диаграмму Адв=А(j) в том же масштабе, что и диаграмма Апс
Дифференцируя графически диаграмму Адв при том же полюсном расстоянии k получим диаграмму Мдв=М(j), которая представляет прямую, параллельную оси абсцисс.
Искомое значение момента инерции маховика массы вычисляется по формуле:
Принимая во внимание, что вращающиеся массы ротора двигателя планетарного редуктора открытой зубчатой пары обладают уже некоторыми маховыми моментами, величину IM можно уменьшить на 15-20 %
IM=62 кг*м2
Принимаем средний диаметр обода маховикаD=0,8 м
Тогда масса обода маховика:
С учетом массы спиц и ступицы масса маховика:
mм =m/2=390/2=195 кг
По полученной массе маховика определяем:
V=S*l=H*B*3.14*0.8=H*B*2.512
Геометрические размеры обода маховика:
HB=0.02/2.512=0.0070
При высоте сечения обода маховика h=180 мм ширина обода:
B=0.020/0.18=0,11 м
H = 0.0070/(2.512*B) =0.0027/B =0.0027/0.11 =0.024 м
3. Кинематический расчёт зубчатых передач привода
В общем виде кинематическая схема привода кривошипа рычажного механизма состоит из электродвигателя, клиноременной передачи, планетарного редуктора, цилиндрической зубчатой пары Z4-Z5 , на валу кривошипа может находиться маховик.
Частота вращения ротора электродвигателя переменного тока 1600 об/мин, соответственно угловая скорость его 105 рад/с. Общее передаточное число UΣ от вала электродвигателя до вала кривошипа в общем виде равно:
UΣ = Uрп*Uцп*Uпр = wдв/wкр = 105/12 = 8.75 где
Uрп - передаточное число ременной пары;
Uцп - передаточное число цилиндрической пары зубчатых колес;
Uпр - передаточное число планетарного редуктора;
Так как значения передаточных чисел для Uпр и Uцп известны по значению, то остается найти необходимое значение передаточного числа Uрп равной передачи по формуле:
Uрп = UΣ /(Uцп*Uпр) = wдв/wкр*(Uцп*Uпр)
Uрп = 8.75/4*2 = 1,1
3.1 Определение чисел зубьев зубчатых колес планетарного редуктора.
В практике машиностроения одной из наиболее важной проблемой является решение задачи, состоящей в подборе чисел зубьев планетарного механизма при заданной его схеме и заданном передаточном отношении. Для загрузки центральных подшипников и возможности передачи большей мощности планетарные редукторы обычно выполняются с несколькими сателитами.
Числа зубьев центральных колес и сателитов должны быть подобраны так, чтобы кроме условия соосности, когда ведущий и ведомый валы расположены на одной оси (соосные редукторы), и воспроизведение редуктором заданного передаточного отношения были выполнены ещё два условия:
а) условие "соседства”, т.е. при размещении сателитов на одной окружности их центров не должно иметь места наложение окружностей выступов зубьев смежных сателитов;
б) условие сборки;
Для подбора чисел зубьев планетарного редуктора используется уравнение:
здесь
Uпл=UI,H – заданная величина передаточного числа планетарного редуктора
К – число сателлитов
- произвольное целое число
Т.к. Zmin 17 тогда
Тогда Z1=26; Z2=65; Z3=26
3.2 Расчет основных размеров зубчатых колес
и параметров зубчатого зацепления Z4 – Z5
Одно из колес зубчатой пары имеет число зубьев менее 17. Это значит, что при нарезании «нулевых» колес, т.е. положительного сдвига рейки на расчетную величину, равную:
Зубья будут нарезаны с «подрезом» ножки, что снижает прочность зуба при деформации зуба. Поэтому рекомендуется провести геометрические расчеты размеров колес и параметров зацепления с условием положительного неравносмещенного зацепления.
Z4 = 14; Z5 = 30; m3 = 14 мм
1. Коэффициенты смещения: x4=0,86; x5=0,46;
коэффициент обратного смещения: y=0,19 -
1.Сумма коэффициентов смещения xΣ=x4 + x5 = 086 + 0,46 = 1,32
2.Коэффициент отклонения а межцентрового расстояния:
3.Расчетный угол зацепления:
4.Радиусы делительных окружностей:
5.Радиусы основных окружностей:
6.Радиусы начальных окружностей
7.Расчетное межцентровое расстояние
8.Радиусы окружностей впадин (ножек):
9.Величина захода:
10.Высота зуба:
11.Толщина зуба по делительной окружности:
12.Шаг зацепления:
13.Расчетное значение коэффициента перекрытия:
14.Радиусы окружностей головки:
15.Толщина зубьев по дугам основных окружностей:
16.Толщина зубьев по дугам окружностей головок:
3.3Вычерчивание элементов зубчатого зацепления
3.3.1Построение профилей зубьев
Профили зубьев вычерчиваем в такой последовательности:
1.На линии центров колес от точки Р (полюса зацепления) откладываем радиусы R1 и R2 начальных окружностей и строим эти окружности
2.Из точки P проводим дугу радиуса и засекаем начальную окружность 1-го колеса в точке А. Прямая АР образует угол α с касательной КР.
Соединяя середину N1 отрезка РА с центром О1, получаем радиус О1N1 основной окружности 1-го колеса. Точка В пересечения прямой АР с начальной окружностью 2-го колеса получилась за пределами чертежа.
Откладываем отрезок PN2=R2·sinα от точки Р и определяем радиус О2N2 основной окружности 2-го колеса.
3.Строим эвольвенты, которые описывает точка Р прямой N1N2 при перекатывании ее по основным окружностям. При построении 1-ой эвольвенты откладываем на основной окружности 1-го колеса от точки N1 дугу N1P, равную длине отрезка N1P. Отрезок N1P делим на 4 равные части (N1B=BC=CD=DP) и из точки В проводим дугу радиуса p=ВР до пересечения в точке Р с основной окружностью, тогда N1P=N1P. После этого отрезок РN1 cнова делим на произвольное число равных частей (Р1=12=…=34). Дугу N1Р также делим на такое же число равных частей (´Р´1´=´1´2=´3´4). На прямой PN1 за точкой N1 откладываем отрезки (45=56=…=78), равные Р1, а на основной окружности – дуги (´4´5=…=´7´8´), равные дуге P´1´.
Через точки 1´,2´,…8´ проводим перпендикуляры к соответствующим радиусам О11´; О12´;…;О18´. На них откладываем отрезки 1´1´´;2´2´´, … ,8´8´´ соответственно равные отрезкам 1Р, 2Р, … , 8Р
Соединяя последовательно точки Р´; 1´´; 2´´; …; 8´´ плавной кривой получаем эвольвенту для 1-го колеса. Аналогично строим эвольвенту для второго зубчатого колеса.
4.Строим окружности выступов обоих колес. Для более точного их построения подсчитываем высоты головок РК и РL зубьев по формулам : hг1=Ral-R1
hг2=Ra2-R2, а затем отложить их в масштабе на линии центров от точки Р: О1К и О2L – радиусы Ral и Ra2. Построив окружности выступов, найдем точки пересечения их с соответствующими эвольвентами – крайние точки на профилях головок.
5.Строим окружности впадин: hH1=R1-Rf1; hH2=R2-Rf2 – высоты РК´ и РL´ ножек зубьев. Отложим их в масштабе от точки Р. О1К´ и О2L´ - радиусы Rf1 и Rf2 .
Rf4<Rb4; Rf5</sub>>Rb5 .
Независимо от того. Какое положение занимает окружность впадин, полный профиль ножки зуба состоит из эвольвентой части и переходной кривой – галтели, которая соединяет эвольвентную часть с окружностью впадин.
Rf5 ≥ Rb5 : получаем точку пересечения окружности впадин с эвольвентной, а затем у основания делаем закругление дугой радиуса 0,2∙m = 0,2·18=3,6 мм
6.Строим делительную окружность 1-го колеса и получаем точку Dпересечения ее с соответствующей эвольвентой. От точки Dоткладываем дуги: влево ´DE, вправо ´DF, равные длине шага t. От точки Е,D,F влево откладываем дуги ER,DM, FH, равные толщинеS4 зуба.
Делим дуги DM,ER, FH пополам в точках T, Y, Q. Соединяя эти точки с центром О1, получаем оси симметрии зубьев. Вырезаем шаблон половины зуба для построения остальных зубьев.
Аналогично строим 3 зуба для второго колеса.
3.3.2Построение активной части линии зацепления и рабочих участков профилей зубьев
Различают теоретическую и активную линии зацепления:
Теоретической линией зацепленияназывают отрезок N 1 N 2 касательной к основным окружностям, заключенный между точками касания.
Активной частью линии зацепления называют отрезок ab теоретической линии зацепления, заключенный между точками пересечения ее с окружностями выступов колес.
Активная часть линии зацепления является геометрическим местом точек зацепления (касания) профилей зубьев на неподвижной плоскости.
Если колесо является ведущим и вращается по направлению вращения часовой стрелки, то зацепление зубьев начинается в точке а и заканчивается в точке b. При этом точка касания на профиле первого колеса (ведущего) перемещается от основания к вершине, на профиле второго колеса (ведомого) – от вершины к основанию.
Те участки профилей зубьев, которые участвуют в зацеплении, называют рабочими. Через точку aиз центра О1 проводим дугу радиуса О 1а до пересечения в точке А1 с профилем зуба первого колеса и через точку bиз центра О2 проводим дугу О2bдо пересечения в точке B2 с профилем зуба второго колеса. Проводим линии, параллельные А1В1 и А2В2на расстоянии 1,5 – 2 мм и заштриховать получившиеся полоски.