Главная Контакты В избранное
  • КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Педагогика» на тему: « Причины неуспеваемости школьников и пути её преодоления и предупреждения».

    АвторАвтор: student  Опубликовано: 23-11-2020, 21:45  Комментариев: (0)

     

     

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Педагогика»

    на тему: « Причины неуспеваемости школьников и пути её преодоления и предупреждения».

     

     

     

     

     

     

     

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ

     

    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА I. 1. Теоретические аспекты причин неуспеваемости школьников и пути их преодоления

    1.1. Трактовка понятия "неуспеваемость" в психолого-педагогической литературе

    1.2. Причины, порождающие неуспевающих учеников

    1.3. Общая психолого-педагогическая характеристика неуспевающего школьника

    1.4. Типология неуспевающих школьников

    1.5. Пути устранения и предупреждения школьной неуспеваемости

    ГЛАВА II. 2.Экспериментальная работа по устранению неуспеваемости школьников

    2.1. Диагностика успеваемости детей среднего школьного возраста

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальностьданного исследования объясняется тем, что в настоящее время, когда во всех отраслях промышленности и культуры решаются трудные задачи всемирного повышения качества работы, возрастает ответственность школьных учреждений за уровень воспитания и обучения подрастающего поколения. Таким образом, преодоление и предупреждение неуспеваемости школьников одна из самых необходимых задач педагогики. Опыт передовых учителей показывает реальную возможность достижения высокой успеваемости большого количества учащихся.

    Значение школьного периода жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается — успешно или же неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые формируются под влиянием и в результате тех или иных особенностей школьного периода жизни человека.

    Объектомкурсовой работы выступает неуспеваемость школьников как педагогическая проблема.

    Предмет исследования: причины школьной неуспеваемости, пути их предупреждения и преодоления.

    Цель - выявление и теоретическое обоснование причин и путей преодоления неуспеваемости учащихся.

    Изучение педагогической и психологической литературы по теме данной курсовой работы помогло выдвинуть гипотезу: предполагается, что устранение причин неуспеваемости школьников осуществляется успешнее, если учитель своевременно проводит психолого-педагогическую профилактику, а также психодиагностику причин неуспеваемости школьников, а с неуспевающими учениками ведётся индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

    В соответствии с целью и гипотезой исследования мною поставлены следующие задачи:

    1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.

    2. Рассмотреть понятие "неуспеваемость" и определить причины неуспеваемости школьников.

    3. Сделать выводы по изученному материалу и выявить пути устранения неуспеваемости.

    В данной работе используются такие методы исследования как: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, наблюдение, сравнение, изучение документации, опрос учащихся, анализ.

    Структура исследования. Курсовая работа содержит введение, два раздела и шесть подразделов, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, а также имеется заключение, список используемой литературы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 1.

    1. Теоретические аспекты причин неуспеваемости школьников и пути их преодоления.

    1.1. Трактовка понятия "неуспеваемость" в психолого-педагогической литературе.

    С точки зрения разных авторов под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость учеников проявляется в том, что они имеют слабые навыки чтения, счёта, низко владеют интеллектуальными умениями анализа, обобщения и многое другое. Данное явление весьма нежелательно и опасно с социальной, экономической и моральной позиций. Н.П. Локалова говорит о том, что проблема школьной неуспеваемости настолько сложна и многогранна, что для её всестороннего рассмотрения требуется целостный синтетический подход, интегрирующий знания из различных областей психологической науки — общей психологии, возрастной и педагогической психологии, а также психодиагностики.[1]

    В педагогической литературе понятие «неуспеваемость» трактуется по-разному, но, если всё обобщить, то можно сказать, что неуспеваемость –это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Данный фактор является следствием процесса отставания. Оно же, в свою очередь, имеет много причин возникновения у ребёнка.

    Необходимо отметить, что именно дидактика даёт точное определение неуспеваемости, так как это понятие носит, в первую очередь, дидактическое обоснование. Так, педагог-теоретик М.А. Данилов считает, что неуспеваемость возникает в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушаются, так возникает неуспеваемость. Похожие мысли формулирует и польский педагог-психолог Винцент Оконь. Он определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и окружающими условиями.

    П. П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. В Психолого-педагогическом словаре (1998г.): неуспеваемость обучающихся - это негативное явление педагогической действительности, которое проявляется в наличии обучающихся в общеобразовательном учреждении, неосвоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум и более предметам.

    Наиболее верное, на мой взгляд, определение «неуспеваемости» я прочла в книге В.С. Цетлина «Неуспеваемость школьников и её предупреждение». Вот некоторые строки из данной книги: «Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года». Здесь же автор даёт определение отставанию. «Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай того невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Отставание - это перерыв непрерывности».[2]На основе этих определений можно сделать вывод, что неуспеваемость и отставание тесно связаны между собой.

    Далее В.С. Цетлин указывает, что в неуспеваемость является итогом процесса отставания. Если многочисленные отставания не будут заранее преодолены, то они разрастаются, переплетаются друг с другом и в конечном итоге образуют неуспеваемость. Поэтому необходимо предупреждать возможность отставания школьников по тем или иным предметам, чтобы не допустить их разрастания, и по возможности сразу искоренять их.

    Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.

    Исследование проблемы все более связывается с широким кругом социальных вопросов, предполагает использование данных всех наук о человеке, индивиде, личности.

    Психолог А.А. Бударный связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения - его противоречиями. Он говорит о том, что неуспеваемость относительно условное понятие. Его конкретное содержание зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Так как в современных школах в следующий класс переводят только тех, у кого отметка удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается отметкой «2». Это и есть «абсолютная» неуспеваемость. Ещё различают относительную неуспеваемость-недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могля бы превысить обязательные требования. [3]

    Определение видов неуспеваемости отражено в работе А.М. Гельмонта. Он выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества школьных предметов и устойчивости отставания:

    1- общие и глубокие отставания(по многим или всем учебным предметам на протяжении долгого времени);

    2- частичная, но относительно стойкая неуспеваемость(по одному-трём наиболее трудным предметам);

    3- эпизодическая неуспеваемость(то по одному, то по другому предмету).

    Во всех трёх случаях А.М. Гельмонт имеет ввиду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок». [4]

    Как уже упоминалось, неуспеваемость и отставание тесно взаимосвязаны. В неуспеваемости сосредоточены отдельные отставания, она является итогом процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счёте, неуспеваемость.

     

    1.2 Причины, порождающие неуспевающих учеников

    В последнее время в педагогической практике отмечен значительный рост количества учащихся, для которых усвоение школьной программы представляет трудности. Известно, что число неуспевающих школьников превышает 30 % от общего числа учащихся. Чтобы ответить на вопрос: « Из-за чего же это происходит» рассмотрим главные причины, вызывающие неуспеваемость школьников.

    К неуспевающим школьникам относят детей, которые испытывают, в силу различных причин, стойкие затруднения в усвоении необходимой школьной программы обучения и при этом не имеющих грубой патологии в развитии интеллекта, речи, слуха, зрения и двигательных функций.

    В основе неуспеваемости учеников лежит не одна причина, а несколько. Им свойственно действовать комплексно. Бывает так, что на первоначальную причину неуспеваемости ученика накладываются новые (вторичные) причины как следствие отставания в учебе. Эти причины также могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свою неуспеваемость.

    Выделяют следующиепричины школьной неуспеваемости: физиологические (общая слабость здоровья, болезни нервной системы и т.д.), психологические (особенности познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и т.д.), социально-бытовые причины (неблагополучные условия жизни, материальная обеспеченность родителей, отсутствие домашнего режима и прочее) и педагогическая запущенность.[5]

    Педагоги-учёные, прежде всего, видят основную причину в отставании школьников в педагогической запущенности, то есть в несовершенстве методов преподавания. Я полностью поддерживаю данное утверждение.

    По научному определению педагогическая запущенность - это отклоняющееся от нормы развитие и поведение ребёнка, возникшее по педагогическим причинам. Слабая организация учебно-воспитательного процесса, недостаточная индивидуальная работа с каждым учеником зачастую являются причинами возникновения педагогической запущенности детей уже в начальной школе.

    Многие учителя объясняют слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием у них усердия и прилежания. Отсюда следует частое применение таких репрессивных мер по отношению к отстающим школьникам, как «проработка», вызов родителей и другое. Все эти средства малоэффективны, а также часто оказываются и вредны, так как не воздействуют на саму причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.

    Преждевременная диагностика и предупреждение педагогической запущенности учащихся – это комплексная задача. Её решение связано с широким аспектом социально-педагогических воздействий. Она может и должна преодолеваться педагогическими средствами. Главную роль в педагогической запущенности играют родители, их педагогическая некомпетентность, низкий уровень образованности, отсутствие педагогических знаний при подготовке детей к школьной жизни.

    С точки зрения физиологии выделяют два вида причин, обуславливающих возникновение отклонений в развитии детей, которые и приводят к школьной неуспеваемости: врождённые и приобретённые. Врождённые отклонения – это следствия влияния неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития ребенка. Приобретенные отклонения возникают как следствия негативных воздействий на ребёнка во время его рождения и в дальнейшие периоды развития.[6]

    Среди психологических факторов выделяют несколько сфер, влияющих на обучение: познавательная, мотивационная и эмоционально-волевая сферы.

    Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, объединяют в две группы. К первой относят недостатки познавательной деятельности, ако второй — недостатки в развитиимотивационной сферыдетей.

    Причины первой группы характеризуются тем, что школьник плохо понимает, не способен усваивать школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия. Для всех неуспевающих школьников свойственна слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приёмов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению.

    Если уже с начальных классов ученик потерял интерес к учёбе и ходит в школу только потому, что «так делают все», то в связи с любыми неудачами у него укрепляется некоторая предубеждённость против учения. Учителю необходимо всё время мотивировать необходимость обучения на каждом его этапе.

    Ещё одной причиной неуспеваемости школьника может быть его семья (так как обучение не ограничено работой в классе). С ребёнком, особенно на начальном этапе обучения, нужно постоянно работать, а если с самого начала «забросить» ребёнка, то становится трудно ожидать от него больших успехов в дальнейшей учёбе.

    Нередко бывает, что родители сами убеждают детей, что учёба – это вовсе не самый важный процесс в нашей жизни, проявляя тем самым безразличие к ребёнку. А также ещё одним немаловажным источником неуспеваемости служит свободное детское общество – группа ближайших друзей и товарищей, с которыми ребёнок проводит свободное (не всегда только свободное) время. Если окружающая ученика компания халатно относится к учению, то и он тоже, глядя на них, не будет стремиться к успеху в учёбе. Последним источником неуспеваемости школьника может оказаться и он сам. То есть, если механически, непосредственно выводить успеваемость из школьных, семейных, товарищеских влияний, это будет означать, что ребёнок просто пассивный, безвольный продукт внешних обстоятельств. На самом деле это весьма активно и избирательно воспринимающий всякое влияние человек. Следовательно, в неуспеваемости школьника, особенно старших классов, где люди уже достаточно самостоятельны и эмоционально сформированы, виноват не столько кто-то со стороны, сколько он сам.

    Но, в качестве исключения, неуспеваемость школьника возникает по независящим от него причинам. Например, ученик длительное время непреднамеренно пропускает занятия из-за тяжёлой или хронической болезни. В данном случае учитель должен понимающе относиться к ученику. Пройти с ним пропущенный материал индивидуально, чтобы не превратить его временную неуспеваемость в постоянную.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.3. Общая психолого-педагогическая характеристика неуспевающего школьника

    Неуспевающие учащиеся не умеют учиться или попросту не хотят. Такие школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, делают это наспех, не анализируя учебного материала. Эти учащиеся не работают над процессом усвоения знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Поэтому знания неуспевающих школьников имеют бессистемный, фрагментарный характер.

    Такой подход к учению приводит к систематической интеллектуальной недогрузке, что приводит к значительному снижению темпов умственного развития этих школьников и ещё больше усиливает их отставание от одноклассников.

    Низкая самоорганизация неуспевающих школьников проявляется также в низком уровне овладения такими психическими функциями как память, восприятие, воображение, а также в неумении организовать свое внимание, как правило, на уроках неуспевающие школьники невнимательны.

    Наиболее важным фактором становления отрицательных черт характера у ребёнка является нежелание учиться. Трудности в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха приводят к тому, что такие дети избегают самого процесса приготовления уроков. Они начинают прогуливать занятия, обманывают родных и школьных учителей. В таких поступках просматривается эмоциональное искажение. Эти негативные особенности поведения весьма быстро формируются и такие дети становятся очень заметны в массовой школе.

    В скором времени, присоединяется и следующий фактор - конфликтные отношения с учителями. У меня даже складывается мнение о предвзятом отношении педагогов к неуспевающим детям. Учителя грубо к ним обращаются, повышают на них голос, делают замечания в оскорбительной форме, обсуждают с коллегами в открытой форме при других школьниках. Но всё это говорит лишь о том, что такое некорректное, по моему мнению, поведение учителей вызвано их беспомощностью, неумением работать с такими детьми.

    Стойкая конфликтная ситуация приводит к тому, что и неуспевающие дети через короткое время начинают дерзить в ответ, хамить учителю, демонстративно уходить с уроков, тем самым в целом срывать учебный процесс. У неуспевающих школьников из-за сложившейся ситуации возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера, такие как конфликтность, аффективная возбудимость и яркая агрессия.

    Похожие проблемы возникают у стойко неуспевающих детей по отношению к родителям. Поведение родителей является ещё более сложным и противоречивым. Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей в том, что это они плохо учат, но при наблюдении в неформальной обстановке отчётливо видно, что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить домашние задания, сидят вместе с ними, нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания, и тому подобное. Тем самым родители окончательно теряют доверие своих детей, постоянными конфликтами усугубляют домашнюю обстановку и их неуспевающие дети начинают уходить на «улицу», часто возвращаются домой поздно вечером, всячески врут, пытаясь выкрутиться из сложившейся ситуации. Поэтому не стоит даже допускать подобного поведения ребёнка и быть более чутким и бдительным по отношению к нему.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.4. Типология неуспевающих школьников

    Неуспевающие школьники, имея общие черты, всё- таки существенно отличаются друг от друга. В практике повседневной работы с ними в каждом конкретном случае неуспеваемости учитель встречается с совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создаёт значительные трудности в работе учителей по её преодолению. Длительное изучение школьной неуспеваемости дает основание сделать вывод, что она имеет типические проявления. Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной работе.

    Как я узнала из методической литературы, в основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, например, Л. С. Славина. Она выделяет типы неуспевающих учеников по доминирующей причине. Первую группу неуспевающих учащихся составляют те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую – дети со слабыми способностями к учению и третью – с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться.

    Имеются попытки построить типологию на других основаниях, в частности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить у П. П. Блонского, который, составляя общую типологию школь­ников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип, на­званный им «плохой работник». Его чертами являются:

    1) задания воспринимает невнимательно, часто их не по­нимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;

    2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для пе­рехода к очередным видам работы);

    3) не подмечает своих не­удач и трудностей;

    4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;

    5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;

    6) индифферентно отно­сится к результатам работы.[7]

    Другой выделенный тип назван патологическим — это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьни­ки, встречающие специфическое к себе отношение со стороны окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобре­нии со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психо­логический, нежели дидактический, характер.

    Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоот­ношений наиболее существенных сторон личности школьников.

    Разделение неуспевающих школьников на типы можно осуществить в зависимости от характера соотношения свойств двух основных групп личности школьников: особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью и направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

    На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:

    1)Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.

    2)Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.

    3)Неуспевающие, которыехарактеризуются низким качеством мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника.

    Рассмотрим каждый из типов неуспевающих школьников более подробно. Первый тип неуспевающих школьников.

    Для всех школьников этого типа характерна низкая степень обучаемости, которая связана со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления вызывает серьёзные трудности в усвоении учебного материала и способствует возникновению у школьников упрощённого подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.

    Неуспех в учёбе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей своё отставание они видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Именно отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.

    Второй тип неуспевающих школьников.

    Учащиеся этого типа приходят в школу с хорошей интеллектуальной подготовкой и с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается прежде всего то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.

    Третий тип неуспевающих школьников.

    Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьёзные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность, манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма ярко проявляется ограниченность мышления.

    Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе им больше всего нравятся такие предметы как физкультура и уроки труда.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     



     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.5. Пути устранения и предупреждения школьной неуспеваемости

     

    Выяснив причины неуспеваемости школьников и опираясь на знания типов неуспевающих школьников, можно найти пути её преодоления. Система мер по преодолению неуспеваемости предполагает специальный подход к группам или отдельным школьникам, имеющим ярко выраженные доминирующие причины.

    Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

    1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности

    2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок

    3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьёзной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.

    4. Воспитательное воздействие. Так как неудачи в учёбе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьёй школьника.

    Прежде чем характеризовать различные виды организации процесса обучения, обеспечивающей полную успеваемость учащихся, надо рассмотреть те теоретические положения, на основе которых можно строить такой процесс обучения. Первой такой основой являются цели школы. Единственным показателем, по которым судили о работе школы и учителей, был процент успеваемости учащихся и о самом ученике судят по его успеваемости, отождествляя с оценкой его личность: «отличник», «хорошист», «троечник» и «двоечник».

    Большинство ошибок и заблуждений учителей происходит в силу непонимания главной цели школы. Каждый учитель, независимо от того, какой учебный предмет он преподаёт, должен быть, главным образом, воспитателем личности своих учеников. Если он, конечно, действительно хочет, чтобы его педагогическая деятельность была успешной и предотвращала всякого рода неуспеваемость. В первую очередь необходима нравственная организация самого учебного процесса. Этот процесс может быть организован по-разному. Он может быть организован как на авторитарных началах, так и на гуманном взаимодействии учителя с учащимися. Второе средство - включение учащихся в проведение учебного процесса не только как объектов педагогических воздействий учителя, но и как субъектов этого процесса. Третьим средством, которым располагает учитель для воспитания учащихся в нравственном духе, является его личный пример.

    Помощь отстающим в учёбе детям должна быть следующих видов: организация и проведение специальных занятий по общему развитию детей. Если у ученика выявляется пробел в знаниях и умениях, к нему прикрепляется сильный ученик-консультант для ликвидации этого пробела. Для того чтобы предотвратить неуспеваемость в школе, необходимо обучение детей проводить так, чтобы им на уроках не было скучно, возрастало желание получать знания.

    Трудности обучения наиболее часто отмечаются у детей, которые имеют те или иные виды нарушений поведения. У многих учителей просто нет желания с ними работать. Среди различных мер педагогической коррекции таких детей полезно предложить им различные виды деятельности, требующие больших физических затрат. Иногда бывает легче отвлечь ребенка, поручить ему «важное» задание.

    Среди разнообразных направлений, концепций и теорий причин школьной неуспеваемости и возможных путей её преодоления можно выделить следующие основные подходы: биосоциологический, психологический, педагогический, комплексный. При психолого-педагогическом подходе к решению данной проблемы выдвигают необходимость дифференцированного подхода к их обучению. Пути преодоления неуспеваемости зависят от типа неуспевающего школьника и требует большой индивидуальной работы с ребёнком.

    Одним из важнейших условий успешного обучения является соответствие между имеющимся у школьника фондом действенных знаний и требованиями к нему. Более сильные учащиеся далеко выходят за пределы программы, решая задачи повышенной трудности; слабые вполне овладевают необходимым минимумом. Так выполняется еще одно психологическое требование - индивидуализация обучения. Вполне соответствует особенностям психически отстающим в учении школьников широкое использование в учебном процессе игровых ситуаций, как средства активизации мышления. Игра вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию, снимает страх перед неудачей, что позволяет преодолеть их умственную пассивность. Необходимо проявить очень большой такт, чуткость, терпение, чтобы доказать учащимся полную возможность и необходимость систематически работать, ликвидировать пробелы в знаниях. Посильность предъявляемых требований в значительной мере снимает обычный для отстающих в учении школьников страх перед низкой оценкой. В ещё большей мере этот страх снимается тем, что в новой системе оценка «два» не выставляется. Вместо неё «в открытых листах контроля», вывешиваемых на стене класса, остается незаполненная клеточка. Позднее, во внеурочное время, школьник должен ее закрыть, ответив устно материал. При этом ему ставится та отметка, которая соответствует качеству ответа. Такая система контроля создает «психологический комфорт» - благоприятные условия для полноценного усвоения знаний без «провалов» в них, характерных для обычной системы.

    Слабоуспевающие школьники, в отличие от хорошо успевающих, характеризуются неравномерностью развития отдельных показателей интеллектуальной и двигательной сфер, что и является в большинстве случаев причиной их отставания в учёбе.

    Система учебно-коррекционных воздействий должна быть направлена на устранение выявленных недостатков, при этом опираться следует на те стороны познавательной деятельности, которые у данного учащегося развиты лучше. В первую очередь нужно исходить из важной роли операций анализа и синтеза в процессе усвоения знаний.

    Одно из направлений психологической коррекции при нарушениях учебной деятельности - это стимуляция и поддержка разнообразной познавательной активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития.

    Одна из главных задач психологической коррекции – это восстановление у ребёнка желания учиться. У человека существует врождённая потребность «извлекать смысл из окружающего нас мира и делать это при произвольном контроле».

    Эта потребность у ребёнка может снижаться. Причиной является насильственное ограничение, жёсткий внешний контроль в познавательной деятельности ребёнка, часто усугубляемый негативными оценками его личности и ума при ошибочных действиях, которые ошибочными являются часто только с точки зрения взрослого, не умеющего или не желающего вникнуть в ход детского суждения.

    Поэтому при восстановлении желания учиться путь психологической коррекции - поощрение готовности к поиску противоречий, несоответствий, создание таких условий, при которых уже сам поиск доставлял бы удовлетворение независимо от его результата.

    Иногда в качестве программы психологической коррекции предлагаются различные системы развивающих занятий для стимулирования познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Однако более эффективным представляется включение тренинговых упражнений в игровой форме непосредственно в процесс обучения, особенно это важно для преподавания наиболее трудно воспринимающихся детьми некоторых учебных предметов.

    Целью работы с неуспевающими признаётся не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

    При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся. Они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

    Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.

    Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.

    В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.

    Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.

    Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти. Тогда родители обращают внимание на состояние ребёнка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребёнка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства дисциплин. Бесконечные "проработки" со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.

    Деятельность учителя по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению. В литературе выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости, что, конечно, недостаточно. Такое наложение в теории и практике связано с тем, что в понятии «неуспеваемость» не выделены его элементы, не выявлены признаки отставания. Между тем это необходимо для правильного выбора мер преодоления неуспеваемости и отставаний, для понимания причин этих явлений.

    Работа с неуспевающими детьми может осуществляться как на уровне урока, так и вне урока (дополнительные занятия).

    На уроке для неуспевающих учащихся рекомендуются карточки с индивидуальными заданиями, рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, большое внимание уделяется работе с временными группами (предлагается выделить 3 группы: слабые; средние; сильные; на тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности), при этом переход из одной группы в другую не запрещается.

    На дополнительных занятиях можно предоставлять учащихся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания тому, кто еще не понял.

    Таким образом, подробно рассмотрев теоретические аспекты школьной неуспеваемости, её причины и пути их устранения, можно сделать вывод, что:

    1.Неуспеваемость-это негативное педагогическое явление, характеризующееся воспитательным и дидактическим несоответствием к необходимым требованиям школы.

    2. Неуспевающие ученики имеют пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков. У неуспевающего ученика недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

    3. Преодоление неуспеваемости осуществляется на основе изучения учащихся, анализа их деятельности и разработки типологии неуспевающих школьников. Основное место в психолого-педагогической литературе, посвящённой преодолению неуспеваемости, занимает анализ и классификация её причин. Для преодоления неуспеваемости применяются индивидуальные задания, разделение учебных задач на отдельные этапы (шаги), особые условия опроса, дополнительные занятия.

    Следующая глава будет посвящена экспериментальной работе по устранению неуспеваемости школьников.

     

     

     

     

     

    Глава 2.

    2.Экспериментальная работа по устранению неуспеваемости школьников


    2.1 Диагностика успеваемости детей среднего школьного возраста


    В МАОУ - СОШ №9 в 5 "Б" классе мною было проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов:

    1. Диагностика успеваемости школьников и выявление причин её возникновения.

    2. Развивающая работа по устранению школьной неуспеваемости с несколькими учениками.

    3. Разработка методических рекомендаций учителям при работе с неуспевающими школьниками.

    На первом этапе мною проводился эксперимент, направленный на определение уровня логического мышления, мотивации учения и уровня успеваемости.

    Для комплексной оценки и выявления уровня познавательной деятельности учащихся были выбраны следующие методики:

    - методика исследования словесно-логического мышления;

    - методика «Направленность на приобретение знаний»;

    - методика «Направленность на отметку».

     

    Методика 1. Изучение словесно-логического мышления.[8]

    Цель: методика разработана Э.Ф. Замбацявичене с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности логического мышления ребёнка.

    Оборудование: опросник, включающий 4 вербальных субтеста.

    Описание методики: в методику входят задания из четырех типов, направленные на выявление умений ребёнка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Каждый субтест включает 10 заданий.

    1 субтест:

    В состав первого субтеста входят задания, требующие от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. Учащиеся должны продолжить начатые предложения. За каждый правильный ответ начисляется по 2 балла.

    1.У сапога всегда есть… шнурок, пряжка,подошва, ремешки, пуговицы.

    2.В теплых краях живет… медведь, олень, волк,верблюд, пингвин.

    3.В году… 24 мес., 3 мес.,12 мес., 4 мес., 7 мес.

    4.Зимний месяц… сентябрь, октябрь,февраль, ноябрь, март.

    5.В нашей стране не живет… соловей, аист, синица,страус, скворец.

    6.Отец старше своего сына… часто,всегда, никогда, редко, иногда.

    7.Время суток… год, месяц, неделя,день, понедельник.

    8.У дерева всегда есть… листья, цветы, плоды,корень, тень.

    9.Время года… август,осень, суббота, утро, каникулы.

    10.Пассажирский транспорт… комбайн, самосвал,автобус,экскаватор, тепловоз.

    Результаты: из двадцати четырёх учащихся с субтестом справились 16 учеников. Данный субтест позволяет также судить о небогатом словарном запасе учащихся. Особые затруднения вызвали задания под номером 1, 7 и 10. Я думаю что, дети не знали значения слов «пряжка», а также не знали предназначения средств техники, таких как: комбайн и тепловоз.

    2 субтест:

    Второй субтест представляет собой словесный вариант методики исключения «пятого лишнего». Перед ребятами листочки со словами, где они должны вычеркнуть лишние слова. За каждый правильный ответ даётся по 3 балла.

    Тюльпан, лилия,горох,ромашка, фиалка.

    река, озеро, море,мост,пруд.

    кукла, прыгалки,песок,мяч, юла.

    стол,ковер,кресло, кровать, табурет.

    тополь, береза,орешник,липа, осина.

    курица, петух,орел,гусь, индюк.

    окружность, треугольник, четырехугольник,указка,квадрат.

    Саша, Витя, Стасик,Петров,Коля.

    число,деление, сложение, вычитание, умножение.

    веселый, быстрый, грустный,вкусный,осторожный.

    В третьем субтесте нужно было установит логическое соотношение между данными понятиями. При выполнении этого задания учащиеся испытали значительные затруднения. Многие просто выбрали понравившиеся им слова по смыслу, не вникая в логические связи между данными понятиями. Например: в задании №3 в аналогии «учитель-ученик» вместо правильного ответа «врач-больной» некоторые учащиеся выбрали «врач-больница», «врач-палата», «врач-лекарство». В задании №4 в аналогии «цветок-ваза» вместо правильного ответа «птица-гнездо» ответили «птица-клюв», «птица-чайка» и т.д. Сэтим субтестом хорошо справились только семеро учеников. Эти дети отличается среди своих сверстников внимательностью, начитанностью, аккуратностью и большим кругозором.

    Четвертый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения. Детям предложены начатые цепочки слов, которые они должны продолжить (например: добавить известные им названия рыб и т.д.). За правильный ответ – по 2 балла.

    Окунь, карась…

    Метла, лопата…

    Заяц, лиса…

    Огурец, помидор…

    Роза, ромашка…

    Шкаф, диван…

    Июнь, июль…

    День, ночь…

    Слон, муравей…

    Дерево, цветок…

    Данное задание учащимся очень понравилось, поэтому они выполняли его быстро и с большим удовольствием. Некоторые затруднения вызвали лишь задания №9 и 10, так как учащиеся не очень чётко поняли связь между такими разными словами как «слон» и «муравей», «дерево» и «цветок». Они обратили внимание лишь на разницу между этими словами, когда как надо было продолжить цепочку, назвав любого представителя фауны (животного и насекомого мира) или окружающей природы.

    Выводы по проведённому эксперименту:

    С помощью этой методики мы определили общий интеллектуальный показатель детей.

    Затем я использовала такой метод, как беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности и причин по которым они возникают, анализ журнала успеваемости.

    В перечень трудностей, для беседы с педагогом, я выбрала следующие:

    -пропуски букв в письменных работах;

    -невнимательность и рассеянность;

    -трудности при решении математических задач;

    -неопрятность рабочих тетрадей;

    -постоянное переспрашивание учителя;

    -опоздания на уроки;

    -отвлечение на уроках;

    -боязнь устных ответов.

    Результаты беседы с учителем показали, что некоторые дети в разной степени испытывают трудности в учебной деятельности.

    По результатам исследования и наблюдения было выявлено трое неуспевающих учеников - Терентьева Екатерина, Голошумов Степан, Крюков Евгений. Проведя с ними беседуя узнала, что их любимыми предметами являются физкультура, музыка, то есть те предметы, которые не требуют больших умственных затрат. На вопрос «любите ли Вы учиться» они ответили «не особо», что говорит о их низкой мотивационной сфере. У двоих школьников есть ощущение, что учителя их не любят, остальные считают, что к ним учителя относятся хорошо. Все ученики устают после уроков, что говорит о несоответствии режима обучения и школьной нагрузки с их развитием. Новый материал они часто не понимают с первого раза, с заданиями для самостоятельной работы справляются плохо.

    Таким образом, проведенная диагностика подтвердила, что наиболее распространёнными причинами школьной неуспеваемости являются низкая мотивационная сфера, конфликтные отношения с учителями. Наиболее эффективными методами педагогической диагностики неуспеваемости методом диагностики неуспеваемости являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, которые проводятся учителем. Диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

     

     

    Неуспеваемость – это сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при её изучении. В моей работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников, определить причины их неуспеваемости, а также выявить пути устранения причин неуспеваемости у школьников.

    Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Я убедилась, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех её элементов.

    Мною выявлены следующие причины школьной неуспеваемости средних школьников: неготовность к обучению, которая выражается в трёх разных аспектах.

    Первый аспект: личностная готовность. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности. Ребёнок должен обладать развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью.

    Второй аспект: интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Он предполагает: дифференцированное восприятие, рациональный подход к действительности, аналитическое мышление, интерес к знаниям и процессу обучения в целом.

    И третий аспект: социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот аспект предусматривает: развитие у детей потребности в общении с другими, способность справляться с ролью школьника.

    Неуспеваемость влечёт за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как на «тюрьму». Учителя считают важным дать детям знания, но мало обращают внимания на психологические и эмоциональные потребности детей. Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или испытывает какие-либо трудности. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, но иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Чтобы ребенок хорошо учился, необходимо:

    1) отсутствие существенных недостатков умственного развития;

    2) достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;

    3) материальные возможности удовлетворения важнейших духовный потребностей человека;

    4) мастерство учителей, работающих с ребёнком в школе.

    В результате проведённого экспериментального исследования мы выявили в классе неуспевающих учеников, которые устают после уроков, у них недостаточно развит навык чтения и письма. Новый материал они часто не понимают с первого раза, с заданиями для самостоятельной работы справляются плохо.

    В ходе формирующего этапа эксперимента нами была проведена коррекционная работа по устранению неуспеваемости этих школьников.

    Для этого мы создавали особо благоприятные условия для неуспевающих школьников. Разрабатывали отдельные меры психологического воздействия, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Занятия формирующего этапа были направлены на то, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. С этой целью использовали игровую и практическую деятельность, приобщают успевающих учеников к занятиям с отстающими учениками. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

    Таким образом, задачи, поставленные мною в начале курсовой работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список литературы:

    1. Орлов А.А.: « Введение в педагогическую деятельность. Практикум». Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007.

    2. Локалова Н.П.: «Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие.

    3. Блонский, П.П.: « Школьная успеваемость» /П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2001. - 423с.

    4. Божович, Л.И. : «Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников /Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. - М.: Известия АПН РСФСР, 2001. - №36. - С.23.

    5. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.

    6. «Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников». Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972. - 523 с.

    7. А.О. Гельмонт.: « О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления» / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. - С.326.

    8. И.А. Зимняя: «Педагогическая психология» /И.А. Зимняя. - М.: Логос, 1999. - С.165.

    9. В.А. Крутецкий: «Психология обучения и воспитания» / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 317 с.

    10. Локалова, Н.П.: «Как помочь слабоуспевающему школьнику»] / Н.П. Локалова. - М.: Просвещение, 1997. - С.7-12.

    11. Мурачковский, Н.И. : «Как предупредить неуспеваемость школьников» /Н.И. Мурачковский. - Минск: Народная асвета, 1977. - 228 с.

    12. Мурачковский, Н.И.: « Типы неуспеваемости школьников» / Н.И. Мурачковский. - М.: Советская педагогика, 1965. - №7. - С.23.

    13. Ольшанский, В.Б.: « Психология практикам: учителям, родителям, руководителям» / В.Б. Ольшанский. - М.: Тривиола, 1996. - С.210.

    14. Педагогическая психология // под ред. Раева А.И. - СПб.: из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - С.412.

    15. Роботова А.С. «Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2009. – 208 с.

     

     

     



    [1]Н.П. Локалова « Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика».∕∕ Учебное пособие. - СПб.:Питер,2009г.-368с.

    [2]В.С. Цетлина «Неуспеваемость школьников и её предупреждение». Москва,1997г. ,с.243.

    [3] Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с., с.34, 70.

     

    [4]Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с., с.36-38..

     

    [5]Монина Г.Б., Панасюк Е.В.Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. - СПб.: «Речь», 2005.

    [6] Интернет-источник: http://psihologiya-info.ru/index/psikhologicheskie_osobennosti_neuspevajushhikh_shkolnikov/0-126

    [7]Дубровина И.О.: «Рабочая книга школьного психолога», 2009г., с 87.

    [8]Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.

     

    скачать dle 10.6фильмы бесплатно