Главная Контакты В избранное
  • Курсовая работа "Развитие интереса к музыке в процессе проведения развлечений в детском саду"

    АвторАвтор: student  Опубликовано: 23-11-2020, 21:38  Комментариев: (0)

     

    Развитие интереса к музыке в процессе проведенияразвлечений в детском саду

    Курсовая работа

     

     

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ

     

    ВВЕДЕНИЕ …3

     

    1.Музыка – как вид искусства и эффективное средство в воспитании детей дошкольного возраста.

     

    1.1Роль музыки в жизни детей дошкольного возраста.

    1.2Приобщение детей дошкольного возраста в мир музыки.

     

    1.3 Культурно - досуговые мероприятия и их задачи.

     

    Вывод.

     

    2.Организация и проведение развлечений с детьми дошкольного возраста.

    2.1Требование к организации развлечений.

    2.2. Виды и форма развлечений и их характер.

    2.3. Подробное описание развлечений.

    2.4. Форма организации праздников и развлечений по А.Бурениной.

    Вывод.

    3. Подготовка развлечений и праздников.

    3.1.Роль ведущего.

    3.2. Атрибуты и угощения на развлечениях.

    3.3. Планирование и принципы составления сценария развлечений.

    3.4. Оформление детского сада и зала для развлечений.

    Вывод.

    4. Значение развлечений и актуальные проблемы в музыкальном воспитании.

    4.1. Проведение развлечений по возрастам и их значение.

    4.2. Актуальные проблемы в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    ЛИТЕРАТУРА.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3

    ВВЕДЕНИЕ

     

     

     

    Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в воспитаниичеловека. В качестве важнейшего условия гармонического развития личности В.С. Выгодский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.[6,c.8] Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.

    « Музыка для ребёнка – это мир радостных переживаний, чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него музыкальные способности. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции».Ветлугина.

    Формирование нового человека – одна из главнейших задач современности. Незаменимую роль здесь играет музыкальное искусство. Не случайно русский композитор М.Ю. Глинка называл музыку душой, он так сказал: «Музыка - душа моя». А душа, как известно это-то без чего невозможно жить.

    Д.Б.Кабалевский также уделял большое внимание образованию детей и не случайно в своей книге «Прекрасное побуждает доброе» подчёркивал: «попытка дальнейшего развития в стране без хорошо налаженной работы по музыкальному воспитанию детей равносильна попытке воздвигать монументальное здание без фундамента». «Чувствовать, познавать, творить» Эти три слова определяют три взаимосвязанных линий развития, три этапа музыкального развития детей дошкольного возраста. В этом особенно видна роль воспитателя, а его главной задачейявляется создать такие условия, при которых у детей появится огромное желание постигать основы музыкальной культуры, выражать собственную точку зрения, формировать как индивидуальное, так и коллективное музыкальное мышление в различных формах музыкальной деятельности. В современных условиях существования системы народного образования перед педагогами детского сада стоит задача широкого использования наиболее эффективных форм и методов обучения и воспитания. И здесь неоценимую помощь нам оказывают развлечения, разработанные на основе теоретических и практических исследований. Известные специалисты в области музыкального воспитания считают, что развлечения представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие не только радость и эстетические переживания, но и решают ряд воспитательно-образовательных задач:

    1. расширять опыт музыкальных представлений у детей;

    2. совершенствовать музыкальное восприятие;

    3. способствовать проявлению положительных качеств личности ребёнка;

    4. расширять кругозор детей;

    5. развивать творческие способности дошкольников, формировать их организаторские навыки, создавать благоприятные условия для дружного детского коллектива;

    6. создание радостной атмосферы способствующей формированию у детей положительных эмоций;

    7. расширять сферу чувств детей, приобщать к коллективным переживаниям;

    8. развивать инициативу, творческую выдумку.

    Основная цель развлечений – обогатить ребёнка новыми музыкальными впечатлениями, переживаниями, позабавить его, углубить интерес к музыке, научить понимать прекрасное, закрепить пройденный материал и на основе приобретённых навыков и умений развить музыкально-творческие способности.

    Проблема.

    В наше время произошло обнищание духовности современной молодёжи, музыкальное искусство потеряло свою прежнюю силу, трудно стало привлечь дошкольников к восприятию серьёзных классических произведений, так как в семье уже нет традиции, слушать произведения композиторов-классиков, да и средства массовой информации не решает подобную задачу. Большинство детей не являются культурными слушателями высокохудожественной классической музыки, они малоактивны и не способны на собственное суждение о воспринимаемой ими музыке, не всегда могут определить своё отношение к услышанному.

    Музыка является одним из важнейших средств воспитание духовности человека. Главная задача педагога – увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании личности на ее классический образцах. Т.Г.Рубан.

    Уровень музыкальной культуры у дошкольников очень низкий – это проблема сегодняшнего дня.

    Тема: « Развитие интереса к музыке в процессе проведения развлечений в детском саду».

    Актуальность исследования.

    Тема актуальна в наши дни, так как перед современным дошкольным образованием поставлена задача возрождения музыкальной культуры. По утверждению специалистов все дети от природы музыкальны, а дошкольный возраст является сензетивным период для формирования способностей, в том числе и музыкальных. «Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь»! В настоящее время формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., доказывают возможность и необходимость её формирования у всех детей без исключения. Как показала, практика великих педагогов исследователей систематическое проведение развлечений на различные темы вызывает у детей активный интерес к музыке. Способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром, активно развивает музыкальные способности и как следствие повышает музыкальную культуру ребёнка дошкольного возраста.

    Объект:Развитие интереса к музыке у детей дошкольного возраста.

    Предмет: Значение развлечений в развитии интереса к музыке у детей дошкольного возраста.

    Цель: Определить значение развлечений в развитии интереса к музыке у детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    1.изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития интереса к музыке у детей дошкольного возраста;

    2.определитьвозможности развлечений в развитии у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к музыке;

    3. определить обогащение воспитательных систем, реализуемых при проведении развлечений в дошкольных образовательных учреждениях.

     

     

     

     

     

     

     

    1.Музыка – как вид искусства и эффективное средство воспитания детей дошкольного возраста.

    1.1.Роль музыки в жизни детей дошкольного возраста.

    Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и единственное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.Слушание музыки, особо способствует развитию ладового чувства и проявляется в восприятии и узнавании музыки. « В детском возрасте характерным является любовь и интерес к слушанию музыки», - пишет Б.М. Теплов. У одних детей музыкальные способности выражены очень ярко (что является, конечно, признаком наличия природных задатков), у других - нет. Но это не следует рассматривать как доказательство отсутствия у ребенка музыкальных способностей. Дело в том, что проявление музыкальности зависит и от природных задатков, и от воспитания, соответствующей работы над их развитием. Главной задачей педагога является создать такие условия, при которых у детей появится огромное желание постигать основы музыкальной культуры, выражать собственную точку зрения, формировать как индивидуальное, так и коллективное музыкальное мышление в различных формах музыкальной деятельности.Слушая музыку, мы не только получаем эстетическое наслаждение, но и познаем в ее образах реальный мир людей, их чувства и мысли. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возраста. Чтобы открыть дверь перед ребенком в этот мир способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности, надо, прежде всего, воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость – это два важнейших компонента музыкальности. Вот почему в дошкольных учреждениях надо развивать музыкальность у всех детей. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного. Это еще и развитие вкуса к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное. Воспитывая всесторонне развитых людей - физически совер­шенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, фор­мированию у них интереса и любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное раз­витие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вку­сов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем вос­питать хороший музыкальный вкус. [9,с.204.]

    1.2. Приобщение детей дошкольного возраста в мир музыки.

    Приобщение к музыке - один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явле­ниям. Д. Шостакович в беседе с молодежью сказал: «Любите и ува­жайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир вели­ких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».[9,с.76-78]

    Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. В этом возрасте у детей появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить песню, танец, проявить творчество. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. Формирование личности ребенка с опорой на музыкальное искусство по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания.

    Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально - слуховой культуры, произвольного слухового внимания. Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

    При правильном педагогическом руководстве, продуманной организации музыкальной деятельности ребенка к шести годам у него можно сформировать устойчивый интерес к музыке.

    Праздники, развлечения – важный фактор формирования маленького человека. Через звуки и движения ребенок познает мир, в который пришел. У детей досуг, праздники побуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность всего происходящего нужны как витамины.

    Праздники и развлечения являются школой чувств ребенка, где он обучается восторгу, удивлению. Чем больше такого радостного опыта в детстве, тем больше будет «запас радости», готовность к празднованию, умение создать праздник, несмотря на любые заботы и трудности «взрослой жизни». Без праздникадетская жизнь немыслима. Праздник в детском саду – это окно в волнующий мир музыки, поэзии, увлекательных игр и затей. Они позволяют родителям по- новому взглянуть на мир ребенка, понять труд педагога, испытать чувство радости и удивления, счастья от общения со своими детьми, друг с другом. Праздников много, они разные, но их объединяет радость подлинного веселья,необычности ситуаций. «Если праздников не хватает, их следует выдумать». Например: День бантика; Парад шляп; День рождения березки и т.д. ». Автор Т. Сурадейкина. [17,с.46-50]

     

    1.3 Культурно - досуговые мероприятия и их задачи.

    Культурно - досуговая деятельность рассматривается как самостоятельный и специфический компонент образовательного процесса. Через организацию праздников и развлечений создаются условия для развития общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности и формирование положительной концепции личностного «я». Для достижения данной цели необходимо решить комплекс педагогических задач:

    – сформировать у ребенка первоначальные представления о культуре в целом и мире искусства в частности;
    – стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка;
    – приобщать детей к основам художественной и коммуникативной культуры через обучение разным видам деятельности;
    – формировать уверенность в своих силах;
    – укреплять физическое и психическое здоровье детей;
    – учить уважать мнение сверстников и окружающих людей;
    – обучать рациональному использованию;
    – воспитывать интерес к истории своей Родины, своего народа, своей семьи;
    – создавать социокультурное пространство для развития у ребенка эстетического отношения к окружающему миру;
    – поддерживать у родителей интерес к проведению совместных мероприятий.

    Виды культурно - досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество. [7,с.3-5]

    Праздник или развлечение – визитная карточка детского сада. Здесь видна динамика развития ребенка, видно, чему он научился, насколько он комфортно себя чувствует в детском саду. Одно только слово "праздник" заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни. Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.

    Вывод:

    Музыка играет основополагающую роль в системе дошкольного воспитания. Являясь одним из ярких и эмоциональных видов искусства, она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, влиять на его интеллектуальное развитие. Для музыки нет ничего невозможного. Поэтому главной задачей педагога является создать такие условия при которых у детей повысится интерес к музыке и появится огромное желание постигать основы музыкальной культуры. Развлечения могут стать действенным средством развития музыкальных способностей, повышения интереса к музыке и формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста. Культурно - досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Эта деятельность объединяет все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую, этическую и т. д. Праздники и развлечения в детском саду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки. На данных мероприятиях дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию музыкального искусства.

     

    2.Организация и проведение развлечений с детьми дошкольного возраста

    2.1 Требование к организации развлечений.

    К организации развлечений предъявляются определённые требования.
    Воспитательное, познавательное, эстетичное воздействие праздников, досугов на ребенка велико, а поэтому в своей работе по их подготовке и проведению важно не допускать формализма и однообразия. Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, тре­бующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спор­тивные развлечения и аттракционы, которые доставляют ребятам радость и развивают их физические качества.
    Организация развлечений в детском саду является важной педагогической задачей. Тщательно разучиваются песни, пляски; подбираются сценки для настольного театра игрушек, теневого, кукольного театра; изготав­ливаются необходимые декорации и костюмы.

    Эти вечера должны проводиться систематически в вечернее вре­мя. Обычно они устраиваются в зале, где есть фортепиано, но мож­но проводить их и в групповых комнатах, на участке детского сада, лесной полянке, даче.

    При выборе развлечений и, особенно при самостоятельном их составлении воспитателю необходимо помнить, что большинство видов развлечений требует в ходе подготовки и подробной литературной разработки содержания сценария. В нем последовательно излагается все, что должно происходить, т. е. раскрывается тема, приводятся переходы от одной части действия к другой, предусматриваются методы повышения активности участников, а также учитывается оформление помещения, где происходит действие. Тематика праздни­ков определяется на этапе перспективного планирования. К составлению программы праздника следует подходить творчески, учитывая конкрет­ные условия детского сада, опыт педагогического коллектива. Вечера развлечений требуют определенной подготовки как му­зыкального руководителя, так и всего педагогического коллектива. Очень важно, чтобы в вечерах развлечений принимали участие все дети, включая тех, кто не является исполнителем номеров, ро­лей. Продолжительность развлечений от 20 минут не более 1 часа в зависимости от возраста детей и содержания самого праздника.

    В программе праздника необходимо предусмотреть всё: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение взрослого и детского участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла де­тей. Основная нагрузка в подготовке праздника ложится на взрослых. Они тщательно продумывают сценарий, методику проведения праздника, подробно распределяют все «взрослые» роли, особое внимание уделяется выбору ведущего, который должен хорошо знать содержание и последо­вательность программы, а также уметь свободно общаться с детьми и гостями. На вечерах развлечений дети могут выступать как индивидуаль­но, так и небольшими группами или всем коллективом. Дети стар­ших возрастных групп с удовольствием самостоятельно устраива­ют представления теневого, кукольного, настольного театров для своих младших товарищей и выступают перед ними с концертами. Главное, чтобы не было перегрузки для детей от впечатлений и выступлений. Праздничный репертуар можно использовать как рекомендованный «Программой», так и дополнительный. Важно, чтобы он был художественным и соответствовал программным требованиям. В начале года, когда у детей еще нет навыков игры намузыкальных инструментах, нет выученного репертуара, сыгранности, оркестр включать в сценарий праздника не следует, так как участие в этом выступлении будет сопровождаться для ребят напряженностью, неуверенностью в себе. Обилие стихов, многословие ведущего делает праздник неинтересным, нединамичным, утомляет детей. Пусть словесного материала будет меньше, но он будет живым, интересным, ярким, понятным детям по содержанию и выразительным по исполнению. В течение года ответственные, ведущие роли необходимо поручать разным детям, согласуя это с их возможностями и характером. Многократные выступления одних приводят к чрезмерным волнениям, утомляют их нервную систему. У детей же, не участвующих в общей радости, пропадает интерес к празднику: они переживают, теряют веру в свои силы и еще больше замыкаются в себе, особенно стеснительные и малоинициативные дети. Для каждого ребенка должна найтись пусть незначительная, маленькая, но роль в сценарии.

    2.2. Виды и форма развлечений и их характер.

    Всё многообразие видов и форм музыкальных развлечений можно условно разделить на три типа:

    1. Зрелищные развлечения, концерты, спектакли, организованные и выполняемые взрослыми.

    2. Развлечения концертного типа и спектакли, организованные взрослыми, при участии детей в составлении и исполнении программы.

    3. Развлечения по инициативе детей, подготовленные и проходящие при активном участии, но с помощью взрослых.

    К развлечениям первого типа можно отнести все виды театров: теневой, кукольный, настольный, театр игрушек, исполнение сценок, специально написанных для различных видов театра, инсценирование сказок, небольших рассказов, тематические концерты, составленные из музыкальных и литературных произведений, предназначенным для слушания детьми, просмотр фильмов, телевизионных передач, слушание радиопередач. Дети – непосредственные участники; участники – взрослые и дети. При организации развлечений первого вида мы привлекаем детей к оформлению зала, группы; изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. В этом виде мероприятий культурно ­-досуговая деятельность дошкольников несколько ограничена: они в основном являются зрителями, и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия.

    К развлечениям второго типа можно отнести все виды концертов: тематический, итоговый, концерты по слушанию музыки, концерт по заявкам, концерт по телевизору. Этот вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

    К развлечениям третьего типа можно отнести развлечения, возникающие стихийно в самостоятельной музыкальной деятельности детей по их инициативе, но под руководством взрослого. Третий вид – смешанный. Он позволяет расширить общение

    Виды развлечений многообразны:

    1. различные виды концертов – тематический, итоговый, концерты по слушанию музыки, концерт по заявкам, концерт по телевизору.

    2. игры-забавы; подвижные, музыкальные, сюжетно-музыкальные, музыкально-дидактические, игры-драматизации, игра «концерт», игра «музыкальный магазин»,

    3. новая игрушка, спектакли кукол,кукольный театр (народный театр Петрушки, на сценических планшетах, марионеток, на открытых и закрытых тростях).

    4. музыкально-литературные композиции,

    5. инсценировки песен,

    6. танцевальные и оперные миниатюры,

    7. весёлые соревнования и викторины,

    8. вечера музыкальных загадок с использованием музыкально-дидактических игр,

    9. инсценирование на фланелеграфе,

    10.инсценировки сказок, рассказов, стихотворений, музыкаль­ных произведений

    11.интересные встречи, . Празднование дней рождения детей.

    12. Вечера спортивных игр и развлечений.

    13. Слушание радиопередач, просмотр телепередач и диафильмов.

    14. Вечера игр, забав и аттракционов.

    15. Вечера детской самодеятельности.

    16.Театрализованные представления. Театры – кукольный, настольный (плоскостной и объемный), теневой, пальчиковый, плоскостной, театр игрушек, театр картинок.

    Вечера развлечений проводятся в самых разных формах. Развлечения носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Развлечение всегда должно быть красочным моментом в жизни ребенка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют его всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой - в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям. Развлечения в детском саду носят различный характер, они могут быть пассивными и активными, хорошо организованные, содержательные.[8,с.5-6]

    2.3. Подробное описание развлечений.

    Аттракционы - это организованные педагогом, родителями или самими детьми веселые ситуации, дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Сюрпризы - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дети оживляются, их деятельность активизируется. Сюрпризные моменты создают ситуацию внезапности, новизны, в которых нуждаются дети. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность. Фокусы - вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы делятся на две группы: основанные на иллюзиях и на манипуляциях. Иллюзионисты пользуются специальными довольно сложными приборами и механизмами. Искусство же манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев. Шутки - их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях, в любую подходящую для этого минуту. Шарады - это отгадывание слов по частям. Прежде чем загадать шарады, надо познакомить детей с техникой их отгадывания. Загадки - расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь. Концерты – это наиболее распространённая форма развлечений. Концерт может быть тематическим, когда выступления объединяются одной темой. Например, концерты посвящённые композитору Шаинскому или празднику «Проводы зимы», или концерт посвящённый музыке любимых детям мультфильмов и т. д.

    Концерты могут быть итоговыми, построенные на материале, который дети очень хорошо знают. Включают в концерты различные виды деятельности: сольное, ансамблевое, хоровое исполнение песен, плясок, художественное чтение, игра на музыкальных инструментах, исполнение небольших сценок. Программы концертов могут быть составлены на основе имеющейся музыки, должны быть разнообразны. Например, интересны детям такие тематические концерты о творчестве композиторов, их примерные темы могут быть: «Дети и музыка», «Сказка в музыке», «Петя и Волк» на музыку С.Прокофьева. Не менее интересны концерты, программа которых составлена из разных произведений не связанных одной тематикой. В программу концерта, организованного по инициативе детей подбираются наиболее любимые из разученных ими песен, а также танцы, игры, сценки кукольного театра или театра игрушек. Происходит это под пение детей или магнитофонную запись. Участие в концерте доступно только старшим дошкольникам, они выступают, показывая свои умения детям других групп. При этом проявляются исполнительские навыки, инициатива, творческая выдумка. В проведении концерта руководящая роль отводится взрослому. Воспитатель помогает детям составить программу концерта, следя за тем, чтобы соблюдалась последовательность чередования видов деятельности, нагрузка на каждого участника. Концерт может состоять из одного вида деятельности, например из выступления оркестра детских музыкальных инструментов. Кроме вышеперечисленных видов концерта распространёнными в детском саду бывают концерты, посвящённые памятным датам, юбилеям композиторов. Педагог готовит беседу, составляет программу концерта, привлекает к активному участию детей и их родителей. Тематика и содержание концертов, высокий уровень музыкальных произведений, профессиональное исполнение – всё это способствует воспитанию у детей музыкального вкуса, любви к музыке. Дети с удовольствием устраивают концерт по «телевизору». В программу включаются танцы, которые уже хорошо выучены детьми, песенки героев, драматизация отрывка из кукольного театра.

    Игры верный спутник детства. Игры благоприятно влияют на всестороннее развитие ребёнка, они богаты эмоциями и создают бодрое и жизнерадостное настроение, Познакомимся с разновидностями игр в детском саду, которые проводятся в форме развлечений.

    Народные игры: подвижные, хороводные, словесные все это делает праздники эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка. Активное участие в развлеченияхобогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести двигательные навыки и умения. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

    Игры – забавы являются интересной формой развлечения и могут проводится с детьми всех возрастов. С оттенком юмора, занимательности чаще всего проводятся с самыми маленькими. К ним относятся различные варианты пряток, когда воспитатель ищет детей, или прячется сам. Это «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Сорока – белобока». Сочетая музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель создаёт непринуждённую обстановку.

    Музыкальные игры более развёрнуты по содержанию, чем игры – забавы. В развлечениях они чаще театрализованы, дополнены новыми моментами по сравнению с занятиями, где они обычно разучиваются с детьми. Именно элементы новизны повышают интерес к ним у детей, активизируют детское исполнение и создают приподнятое, радостное настроение. Эти развлечения не являются зрелищными, поскольку дети сами участники. Поэтому перед началом воспитатель создаёт радостную обстановку, настраивает на возможную сюрпризность.

    Любят малыши подвижные музыкально-дидактические игры. Например, «Птички и птенчики», «Прогулка» и другие.

    Драматизация – наиболее любимая детьми форма игровой деятельности, представляющая большие возможности для развития их творческого воображения. Возникающие в повседневной жизни детей игры в «театр», «клуб»,

    «спектакль» заключают в своём содержании различные компоненты драматизации. В игре обычно дети используют материал, разученный на музыкальных занятиях. В этих играх определяющим началом является текст песни и её мелодия. Однако персонажи являются творчеством самих детей. Такие игры – драматизации имеют большое значение для развития творческой исполнительской деятельности, музыкального слуха, ритма.

    Большую радость доставляют детям все виды театров: кукольный, настольный, пальчиковый, теневой, плоскостной театр игрушек, театр картинок. Все эти виды театрализованных зрелищ интересны для детей, вызывают у них непосредственную активную реакцию, воспитывают добрые чувства, дают возможность самостоятельно выразить своё отношение к зрелищу в целом и к отдельным персонажам – куклам, игрушкам, картинкам, вызывают желание подражать представлению – самостоятельно воспроизводить его с помощью игрушек, стимулируют творческую инициативу детей. Все указанные виды театрализованных представлений доступны по своей организации и исполнению воспитателям детского сада. Важнейшая роль в театрализованных представлениях принадлежит музыке, она способствует более эмоциональному восприятию содержания, содействует сопереживанию ребёнком художественных образов, вызывает смену разнообразных чувств и соответствующих им ответных реакций детей.

    Использование всех видов театра в разных возрастных группах.

    Одной из форм развлечений может быть внесение в группу новой игрушки. Новизна, её внешняя привлекательность радует ребёнка. Воспитатель действует с игрушкой, объясняет, как с ней играть, даёт характеристику художественному образу. В руках увлечённого взрослого игрушка оживает, становится любимой, желанной для ребёнка. Исполненная при этом песня или пляска сближает детей с игрушкой, помогает использовать её в самостоятельных дальнейших играх.

    Кукольный театр – любимое зрелище детей. Дети могут по просьбе куклы спеть или станцевать какой-то её любимый танец. Кукла - Лиса или кукла – собачка ловит детей. Сколько радости бывает у детей, если вдруг из-за ширмы появится колобок.

    В работе с детьми младшего и среднего возраста, часто используются картинки, книжки – ширмочки, альбомы с картинками, фланелеграф. Картинки могут обозначать музыкальные загадки, они могут помогать запомнить текст песни, её содержание. Когда у детей появляется опыт слушания, то воспитатель может им дать послушать музыкальные картинки. Например, примерный рассказ: « Захотелось полетать птичкам, они летали, летали, пока не появилась кошка, а вот и она» - педагог сопровождает рассказ музыкой. Очень широко используется с детьми данного возраста театр кукол. По словам Образцова С.В. цель театра кукол – эстетическое и нравственное воспитание. Образцов неоднократно говорил о возможностях куклы, о её умении высмеивать ленивых, неаккуратных. Петрушка приходит поздравлять детей с днём рождения или другой, какой персонаж. Можно использовать театр из картинок для фланелеграфа. Для показа можно использовать картинки к русским народным сказкам. Детям старших групп показывают и настольный театр. Музыка оживляет образ, подчеркивает характер произведения.

    2.4. Форма организации праздников и развлечений по А.Бурениной.

    В развлечениях, проводимых взрослыми, используются пляски, песни, которые дети уже знают или которые они будут разучивать, а также художественные и музыкальные произведения, трудные для детского исполнения, но вполне доступные детскому восприятию.

    А. Буренина рассматривает четыре различных формы организации праздничных утренников, которые отличаются как по построению, так и по методике подготовки и проведения.Первая форма условно названа «затейничество». В ее основе – игровая идея, «затея», соответствующая содержанию праздника, разворачивающаяся в определенном сюжете. Сценарий утренника в этой форме предусматривает как подготовленные выступления, так и игровые ситуации, в которых дети действуют спонтанно. Главное должен быть непредсказуемый, неожиданный сюрприз. Следовательно, в процессе подготовки не может быть никаких генеральных репетиций, иначе потеряется основная идея.Вторая форма – «концерт самодеятельности». Слово «концерт» в переводе означает «соревнование», «состязание». В детских садах в настоящее время это одна из популярных форм организации утренников. Концерт требует осознанной и тщательной подготовки выступлений, демонстрирующий «таланты», индивидуальные возможности юных артистов. Задача постановщика – выстроить программу концерта таким образом, чтобы впечатление от выступления все время шло, по линии возрастания положительных эмоций и при этом было соблюдено соотношение в различных жанрах, тематике выступлений и т.д. Концерт – одна из сложных форм организации утренников для детей дошкольного возраста, так как здесь нельзя допускать публичных «провалов» детских выступлений, наносящих иногда психическую травму ребенку. Концерт должен состоять из небольших блоков, выстроенных жанрово и тематически. Подготовка к праздникам требует «частичных» репетиций, особенно массовок (например, групповых упражнений с предметами, выступление хора и др.). Репетиции, однако, недопустимы в силу высокой утомляемости детям младшего возраста.Третья форма – «театрализованное представление», в основе которого – игра- драматизация по мотивам авторской, н6ародной сказки или вымышленного сюжета. В отличие от первой формы, где главное – сюрприз и импровизация, игра – драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как «повторение выученного», а как «поиск действий и взаимодействий», «вхождение в образ». При подготовке представления уместна и « генеральная репетиция» (в ходе которой необходимо создать игровую ситуацию – подготовку спектакля). Хотя это большая нагрузка для детей, но это необходимо для создания целостного образа, понимания сюжета и своей роли в нем. Первые репетиции проводятся не после того, как дети выучили текст, а почти с самого начала работы над пьесой. Очень важно создать детям условия для разворачивания сюжетно – ролевой игры ( то есть перекинуть психологический мостик от ролевой игры к театрализованной), а для этого необходимо заинтересовать юных актеров содержанием постановки, дать им возможность выбрать или принять роль, найти свои, индивидуальные способы самовыражения в данном образе и т. д.Четвертая форма организации утренников строится на основе фольклорных праздников и подчиняется культурно – историческим традициям (естественно, адаптированным к современным условиям). Наиболее типичными из обрядовых праздников, которые отмечаются с детьми в садах являются Масленица, Рождество, Святки. При подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников, не фальсифицировать содержание, подобрать соответствующий репертуар. [2,c.4-5]

    Вывод.

    При организации развлечений необходимо предусмотреть всё: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение взрослого и детского участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла де­тей.

    Развлечения как один из видов культурно - досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют его всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др.

    Все четыре формы организации детских утренников – затейничество, концерт, театрализованное представлениеи обрядовый праздник, отличаются не только по форме, но и по содержанию, методике работы с детьми. Наиболее удобной,доступной и универсальной формой является затейничество, которое основывается на игровой идее. А поскольку таких идей множество, то, соответственно, можно придумать очень много вариантов. Однако в сочинении и построении подобных сюжетов надо научиться видеть логику, некую структурнуюмодель, и тогда проектированиесценариев праздников станет более осмысленным и целенаправленным. Советует автор А. Буренина. Кроме того, к придумыванию игровых сюжетов можно (и нужно) привлекать детей, а иногда и их родителей, и таким образом весь процесс – от замысла до его реализации – превращается в совместное творчество. [2,с.4-5]

    3. Подготовка развлечений и праздников.

    3.1.Роль ведущего.

    К выбору ведущего следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника или развлечения. Ведущим должен быть педагог, обладающий музыкальностью, артистичностью, умеющий держаться на сцене, находчивый, эмоциональный, знающий детей по именам и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться. Ведущему следует побывать на предпраздничных музыкальных занятиях, чтобы хорошо знать все праздничные номера и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца, инсценировки. Иногда музыкальный руководитель берет на себя роль ведущего. Именно ведущий должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой, темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.
    Ответственность за подготовку и проведение лежит на всем коллективе дошкольного учреждения. Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями с учетом «Программы воспитания в детском саду» и утверждается на одном из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д. Родителей следует включать в подготовительную работу к развлечениям (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник.

    3.2. Атрибуты и угощение на развлечениях.

    Дети на развлечениях с удовольствием выполняют движения с яркими платочками, флажками, погремушками, цветами, лентами, султанчиками, воздушными шарами, играют с ними, танцуют. Красочные атрибуты вызывают у детей радость, праздничное настроение. Танцы доставляют детям радость и удовольствие.

    «Момент угощения важен и нужен, и может дать детям образец эстетического, организованного, радостного питания» - Е.Флерина рассматривала проблему угощения детей на утреннике еще в 1929 г., а также дала подробные рекомендации к проведению детских утренников. На сегодняшний день наших детей уже ничем не удивишь, «вкусный» подарок или приглашение к чаепитию – всегда приятное, радостное завершение любого праздника или развлечения.

    3.3. Планирование и принципы составления сценария развлечений.

    Сценарий – это подробная музыкально-литературная разработка. В сценарии подробно и последовательно излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, направление выступлений, предусматриваются методы, повышающие активность участников, а также указывается примерное оформление развлечения.

    Прежде всего, определяется тема и идея развлечения. Тема обычно задаётся с самого начала, а к идее как общему главному выводу надо подвести слушателей, зрителей всем ходом действия. Развёртывая сюжетную линию так, чтобы она развивалась от события к событию.

    Перед началом какого-то представления даётся короткий рассказ или небольшое повествование о том, какое событие, явление будет сейчас показано. Далее развёртывается основное действие сценария, которое подчиняется следующим принципам:

    1. Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим.

    2. Действие развивается по нарастающей линии от более слабых к эмоционально сильным эпизодам.

    3. Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчивается прежде, чем начинается другой. Идея всего сценария наиболее концентрирована в кульминации. Финал – заключение должен стать проявлением активности всех участников

    Проводится развлечение воспитателем или музыкальным руководителем 2 раза в месяц, во второй половине дня. День для проведения отводится постоянный. Разнообразные виды развлечений предполагают заблаговременное их планирование с целью лучшей организации работы с детьми при проведении и подготовке развлечений, а также учёта всей воспитательно-образовательной работы детского сада. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем группы составляет сначала тематический план на квартал, затем пишет сценарные планы на месяц и при необходимости разрабатывает более подробные сценарии отдельных видов развлечений. Планы на квартал, на месяц и на год утверждаются методистом сада. Работа над сценарием включает в себя несколько этапов.

    1-й этап определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга.

    В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием.

    2-й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

    экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии); завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);

    развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;

    кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);

    развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

    Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности. Песни, игры, танцы, инсценировки располагаются в программе не случайно. Последовательность их нужно продумать с разных сторон (например, более яркие, интересные, забавные номера лучше включать во вторую половину программы, когда внимание детей несколько ослабевает).

     

    3.4. Оформление детского сада и зала для развлечений .

    Оформление помещения детского сада в праздничные дни также имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат, убранстве зала, вестибюля, участка, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости.

    Оформление зала отличается от оформления группы особой парадностью и торжественностью. Надо тщательно продумывать, как будет выглядеть зал. Важно все: оформление центральной стены, атрибуты, цвет штор и даже их покрой. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника. На другой стене можно разместить картины или орнаменты, на подоконники, пианино поставить цветы или зеленые ветки в вазах.Нельзя перегружать стены, давать раздражающую пестроту. Следует избегать огромных картин, панно, громоздких сооружений. Они только нарушают интимность обстановки, настораживают детей и зачастую им непонятны. Желательно на стену дать ряд объемных украшений, к которым дети могут подойти, прикоснуться, поиграть. Взрослые оформляют зал в отсутствие детей, чтобы в праздничный час ребята увидели еговпервые. Это создает дополнительный интерес к развлечению или к утреннику, радостное ожидание от участия в нем. Иногда дети старшей и подготовительной группы могут принять посильное участие в подготовке атрибутов, игрушек для украшения. Отвечать за оформление зала должен не один музыкальный руководитель, но и старший воспитатель (методист) и заведующая детским садом. А вообще, такую сложную, важную и интересную работу нужно делать всем сообща: педагогам, родителям и детям. [2,с.4]

    Вывод.

    Ведущим должен быть педагог, обладающий музыкальностью, артистичностью, умеющий держаться на сцене, находчивый, эмоциональный, знающий детей по именам и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться. Слова ведущего, поздравления, выступления детей другой группы, сюрпризные игры ребята должны увидеть и услышать только на празднике. Тогда материал вызовет у них интерес, внимание, желание принять участие в празднестве. Особой теплотой и непосредственностью отличаются праздники, в которых принимают родители. Они могут включиться в детские игры и аттракционы. Как радуются дети, когда их родители соревнуются.

    Требования к сценарию развлечений: строгая логичность построения и развития темы; законченность каждого эпизода; органическая связь эпизодов; нарастание действия в его движении к кульминации.

    При оформлении помещения к празднику мы следуем основным правилам. Дизайн должен: отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей, развивать художественно-эстетический вкус, создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям. Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия. Атрибуты для танцев и для музыкально – игровых упражнений доставляют детям радость.Участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма. Украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей. Ведущему помогают подготовиться музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующий детским садом.
    Для того чтобы все получилось так, как хочется – весело и интересно, автор Никитина Е.А. советует к проведению праздника необходимо готовиться. Прежде всего, внимательно прочесть сценарий от начала до конца. Прежде всего, продумать оформление помещения, декорации, костюмы и кто это все сможет сделать. Распределите роли между детьми в соответствии с их характерами, способностями, желанием, стараясь привлечь всех желающих. За две – три недели раздайте детям тексты, начинайте репетировать. Хотя бы дважды нужно прорепетировать праздник с детьми под музыку и с декорациями. Не забыть подготовить дублеров для исполнителей основных ролей. [13,с.3]

    4. Значение развлечений и актуальные проблемы в музыкальном воспитании.

    4.1. Проведение развлечений по возрастам и их значение.

    Автор Г.В. Кузнецова пишет что, праздники и развлечения с детьми раннего возраста проводят как в групповом помещении, так и в зале. Если в группу ходят дети до двух лет, целесообразнее проводить развлечения в том помещении, где они находятся большую часть времени. Тогда они не будут бояться, большого незнакомого пространства, в котором бывают редко или совсем не бывают. В этом случае наиболее уместен лозунг «Не навреди!». Психика малыша еще только формируется, и не нужно травмировать ее излишними переживаниями. Кроме того, ребенку, попавшему в новое помещение, необходимо некоторое время для адаптации.

    Время проведения досуга равно времени проведения занятия плюс 5минут на сюрпризность. Если обычно занятие длится 10 минут, то досуг может длится 15мин. Эти 5 минут ребенку необходимы, чтобы привыкнуть к новой игрушке, новому персонажу, к переодетой маме и т.д. В это время входит: вход-выход из зала или из группы, разглядывание нового убранства зала, или привыкание к костюму.

    Праздник для детей раннего возраста – большое психоэмоциональное переживание. После него необходимо попоить ребенка водой и пойти с ним на улицу погулять. Не нужно после праздника долго оставаться в детском саду, необходимо дать возможность малышу успокоиться, прогуливаясь на свежем воздухе. [11, с.2-5]

    Программа праздника не должна быть знакома ребятам целиком, важно сохранить свежесть их восприятия, непосредственность эмоций и не переутомить детей. Утренник можно проводить в двух близких по возрасту группах. Одна из форм работы с детьми младшего возраста – музыкальные развлечения, целью которых является обогащение дошкольников радостными впечатлениями. Задачи развлечений – эмоциональное развитие детей, воспитание у них навыковобщения со взрослыми и сверстниками, адаптация ребенка к детскому коллективу в ДОУ. Досуг в первой младшей группе рекомендуют проводить один раз в месяц во вторую половину дня. Основа развлечений для детей - игра. Педагоги подбирают и обыгрывают сюжет, доступный пониманию малышей. Это дает возможность детям принять активное участие в игре. Интересный сюжет подталкивает детей к участию в действии. Они с большой радостью подпевают героям, танцуют для них. Педагог использует «вовлекающий показ» движений. В этом возрасте детей привлекает зрелищность представления, поэтому сюжет сказок обыгрывается с помощью больших красивых игрушек. Всплеск положительных эмоций вызывает кукольный театр.

    Праздники для детей младшей и средней группы устраиваются отдельно от старших, так как содержание праздника для детей старших групп сложно для восприятия малышей. Кроме того, он длиться дольше, а это утомительно. В программу утренника для детей младших групп включаются так же песни, стихи, игры, танцы, инсценировки, но более простые, доступные данному возрасту. Длительность утренника для детей младших групп примерно 30-40 минут, для старших 45-50 минут. Если оба утренника проводятся в один день, то утренник для малышей начинается первым. Малыши всегда празднуют в утренние часы, а старшие - и во вторую половину дня, но не позднее. С утра дети не утомлены, лучше воспринимают и исполняют песни, игры и танцы. При этом у них воспитываются выдержка. Умение, закрепление ряд навыков.

    На третьем году жизни у ребенка развивается музыкальное восприятие, возрастает интерес и стремление вслушаться в музыку, что-то извлечь из нее, отличить одно произведение от другого, развивается память, ребенок уже готов к активному запоминанию музыки. Чем ярче, эмоциональнее и образнее музыкальное произведение, тем быстрее и легче войдет оно в память ребенка. Привлекает детей данного возраста и исполнительство как возможность выразить свои впечатления от услышанной музыки. Это сензитивный период для развития общих и специальных музыкальных способностей.

    К четырем годам ребенок накапливает разнообразные музыкальные впечатления. Дошкольнику этого возраста под силу различать в простых пьесах регистры, тембры, звучание нескольких музыкальных инструментов, несложный ритм, сопоставлять музыку по разным параметрам (громко—тихо, быстро — медленно и др.). Активно развивается музыкальная деятельность.

    В связи с заметным скачком в развитии познавательных психических процессов и существенно расширенным индивидуальным опытом ребенок пятого года жизни тяготеет к более сложной музыкальной деятельности. Направленность дошкольника на решение новых задач и результативность этих решений становится показателем его музыкальности в этом возрасте. Происходит становление музыкальной восприимчивости.

    На пятом году жизни ребенок уже готов к довольно сложному звукоразличению, объяснению эмоционального характера музыкального произведения, интерпретации музыкального образа и его передаче в разных видах художественной деятельности. Укрепляются специальные исполнительские (слуховые, голосовые, двигательные) навыки и умения

    шестой, год жизни ребенка характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Он не просто интересуется музыкой, он требует музыкальных впечатлений. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности, ребенок сознательно стремится передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. Возрастает познавательная активность ребенка: его занимает история создания музыкального произведения, жизнь и творчество композитора — его создателя, музыкальное повествование, возможность использования музыкального произведения в самопознании и самовыражении. Высокого уровня развития достигают в комплексе общие и специальные способности ребенка. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно уже судить о музыкальной одаренности дошкольника.

    4.2. Актуальные проблемы в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

    Поскольку детский праздник или развлечение – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

    Так, музыканепосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.

    Готовя ребенка к празднику, мы педагоги, вводим его в мир новых, необычных, непривычных чувств и переживаний. Часто в погоне за совершенствованием, шлифовкой отдельных граней будущего праздника мы эмоционально утомляем детей, не замечая, как в их глазах гаснет огонек интереса. Давайте почаще всматриваться в глаза детей, дорожить любовью и преданностью наших воспитанников, бережно относиться к их талантам. Пусть в нашей работе суетное никогда не заслонит высокое. Только тогда наши усилия по созданию праздника увенчаются успехом, когда мы увидим счастливые улыбки детей и взрослых, почувствуем теплую атмосферу взаимного общения.[14,с.3-4]

    В дошкольных учреждениях практически еженедельно следует проводить развлечения. Тематика развлечений зачастую носит случайный характер. Авторы Л. Н. Виноградова, Т.Ф. Коренева пишут: «Необходимо, чтобы музыкальные занятия носили характер воспитывающего, развивающего обучения, а не служили средством натаскивания детей к утренникам».

    Т. Тютюнникова описывает эту проблему в Дошкольном воспитании еще в 2000 г. Музыкальный руководитель должен заниматься профессионально и целенаправленно музыкальным развитием детей и должен перестать быть массовиком – затейником. Дети и взрослые – воспитатели, родители -вместе создают праздник, участвуют в нем. Причем взрослые должныотчетливо понимать, что это они организуют праздник детям, а никак наоборот!

    Некоторая доля непредсказуемости станет лучшим украшением праздника. Готовясь к нему, родители вместе с ребенком могут подготовить семейный номер, и это будет настоящим сюрпризом для всех. Родителей необходимо постепенно приучать к мысли, что их роль и участие в создании самой праздничной атмосферы, что требует не материальных, а душевных затрат. Хотя им будет трудно расстаться с положением потребителя зрелищ. Т. Тютюнникова.

    Конечно, музыкальные интересы родителей ребенка, его семьи, общение по поводу музыкальных произведений опряеделяют музыкальный вкус малыша, его заинтересованность музыкой, лучшими ее образцами. Но ребенок существует не изолировано от общества и социокультурных процессов, происходящих в нем, на его музыкальные интересы оказывают мощное влияние средства массовой информации, в целом среда, в которой он растет и развивается.[5,с.132- 134]

    Сегодня интерес дошкольников снова направлен в сторону песен из отечественных мультфильмов, таких, как «Бременские музыканты», «Кот Леопольд», «Про крошку енота», «Летучий корабль» и др. И это отрадно.

    Изменилось отношение и к классической музыке, большой процент детей любит классику, в основном это пьесы П. И. Чайковского. Из предпочитаемых детьми классических произведений им оказываются ближе фортепианные миниатюры, например, пьесы П. Чайковского, Д. Кабалевского.

    Педагог использует способы и формы, учитывающие индивидуальные интересы, отношения, склонности детей и предлагающие широкую «палитру» ролевых взаимоотношений и сотрудничества. [5,190-193] . Воспитатели не испытывают постоянной потребности в общении с лучшими образцами музыкального искусства, совсем не посещают или мало посещают учреждения культуры и искусства. Не будучи подготовленными, к восприятию классических музыкальных произведений, они не умеют их слушать, не готовы к их осмыслению и интерпретации, не имеют выраженных музыкальных предпочтений. Педагогам почти не знаком и детский классический музыкальный репертуар, они не могут самостоятельно подобрать музыкальные произведения для решения образовательных задач.

    Результаты опроса показывают, что музыка в группах детского сада звучит мало: чаще всего — это популярная эстрадная музыка, реже — детские песенки, и лишь иногда классика. Дети не знают музыкальных предпочтений своего воспитателя, редко поют с ним, не любят музыкальный уголок, так как в нем нет интересных игр, привлекательных музыкальных инструментов. При этом заметим, что желание общаться с музыкой в различных видах детской деятельности у дошкольников весьма велико.

    Низкая музыкально-художественная культура педагога дошкольного образования не позволяет ему удовлетворить потребности ребенка в общении с музыкой, творческом самовыражении и саморазвитии.

    Необходимо сказать, что полученные результаты исследований, к огромному сожалению, не противоречат существующей сегодня в обществе тенденции снижения культуры человека. И, пожалуй, самое опасное заключается в том, что и желание самостоятельного приобщения к большому искусству, его ценностям чаще всего у педагогов отсутствует. Все это говорит о необходимости использования новых методов, которые способствовали бы повышению уровня музыкальной культуры воспитателей детского сада и, соответственно, повышению уровня музыкальной культуры детей.

    Вывод.

    Повысить уровень музыкальной культуры можно за счет специально организованных форм взаимодействия воспитателей с музыкальным руководителем в условиях своего же детского сада. Такими формами могут стать, например, музыкальные гостиные, тематические вечера «Встречи с музыкой». Подобные формы взаимодействия помогут решению многих педагогических задач, таких как: активизация интереса к музыке; обогащение опыта общения с классической музыкой;развитие умений слушать музыкальные произведения, интерпретировать их; становление эрудированности в сфере музыкального классического искусства; обретение умений использовать музыку разных жанров в решении профессионально-педагогических задач.

    Детский праздник или развлечение – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современными событиями, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем. Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста. При любой форме организации праздника для дошкольников необходимо помнить следующие: недопустимо перерастаскачать dle 10.6фильмы бесплатно