Скачать:
ОТЧЕТ
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
НА БАЗЕ Нефтекамского филиала Башкирского экономико-юридического техникума
ДНЕВНИК
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
ПО ПМ 01 «РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ»
НА БАЗЕ Нефтекамского филиала Башкирского экономико-юридического техникума
Характеристика учебной практики и профессиональной деятельности обучающегося во время учебной практики
Студент 3 курса факультета компьютерных технологий проходил учебную практику на факультете компьютерных технологий с 2015 года по 2015 год.
За время прохождения практики программу практики выполнял в полном объеме, продемонстрировал хорошие теоретические знания. Выполнял разработку спецификаций отдельных компонент. Осуществлял разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля. Выполнял отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. Выполнял тестирование программных модулей. Осуществлял оптимизацию программного кода модуля. Разрабатывал компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.
Студент во время прохождения практики показал себя квалифицированным, ответственным, дисциплинированным студентом. Поставленные задачи выполнял в срок. С возникающими при работе проблемами в компьютерной системе справлялся легко и оперативно. В целом рекомендую оценить результат практики студента– «Хорошо»
1 ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ
1.1 Обзор современных основных инструментальных средств разработки программных продуктов
Разработка программного обеспечения имеет дело с проблемами качества, стоимости и надёжности. Некоторые программы содержат миллионы строк исходного кода, которые, как ожидается, должны правильно исполняться в изменяющихся условиях. Сложность ПО сравнима со сложностью наиболее сложных из современных машин таких как самолёты.
1.2 Основные этапы разработки программного продукта
Анализ требований к проекту
На этом этапе формулируются цели и задачи проекта, выделяются базовые сущности и взаимосвязи между ними. То есть, создается основа для дальнейшего проектирования системы.
В рамках данного этапа не только фиксируются требования заказчика, но и проводится их формирование– клиентам подбирается оптимальное решение их проблем, определяется необходимая степень автоматизации, выявляются наиболее актуальные для автоматизации бизнес– процессы.
При анализе требований определяются сроки и стоимость разработки ПО, формируется и подписывается ТЗ на разработку программного обеспечения.
Проектирование
На основе предыдущего этапа проводится проектирование системы. Эта методология проектирования соединяет в себе объектную декомпозицию, приемы представления физической, логической, а также динамической и статической моделей системы.
Во время проектирования разрабатываются проектные решения по выбору платформы, где будет функционировать система языка или языков реализации, назначаются требования к пользовательскому интерфейсу, определяется наиболее подходящая СУБД. Разрабатывается функциональная спецификация ПО: выбирается архитектура системы, оговариваются требования к аппаратному обеспечению, определяется набор орг. мероприятий, которые необходимы для внедрения ПО, а также перечень документов, регламентирующих его использование.
Реализация
Данный этап разработки программного обеспечения организован в соответствии с моделями эволюционного типа жизненного цикла ПО. При разработке применяются экспериментирование и анализ, строятся прототипы, как целой системы, так и ее частей. Прототипы дают возможность глубже вникнуть в проблему и принять все необходимые проектные решения еще на ранних этапах проектирования. Такие решения могут затрагивать разные части системы: внутреннюю организацию, пользовательский интерфейс, разграничение доступа и т.д. В результата этапа реализации появляется рабочая версия продукта.
Тестирование продукта
Тестирование тесно связано с такими этапами разработки программного обеспечения как проектирование и реализация. В систему встраиваются специальные механизмы, которые дают возможность производить тестирование системы на соответствие требований к ней, проверку оформления и наличие необходимого пакета документации.
Результатом тестирования является устранение всех недостатков системы и заключение о ее качестве.
Внедрение и поддержка
Внедрения системы обычно предусматривает следующие шаги:
-установка системы,
-обучение пользователей,
-эксплуатация.
К любой разработке прилагается полный пакет документации, который включает в себя описание системы, руководства пользователей и алгоритмы работы.
Поддержка функционирования ПО должна осуществляться группой технической поддержки разработчика.
1.3 Проектирование программного обеспечения на уровне модулей
Проектирование программного обеспечения в настоящее время является одним из основных направлений при создании информационных систем. Основная доля трудозатрат при создании информационных систем приходится на прикладное программное обеспечение. Производство программное обеспечение сегодня– крупнейшая отрасль мировой экономики, в которой занято около трех миллионов специалистов (программистов, разработчиков программного обеспечения и т. п.). Еще несколько миллионов человек напрямую зависят от благополучия корпоративных информационных подразделений, либо от производителей программного обеспечения, таких, как корпорации Microsoft и IBM.
1.4 Изучение алгоритма взаимодействия форм вмногодокументном приложении
Могодокументные приложения (особенности многодокументных приложений,пример многодокументногоприложения, шаблон многодокументного приложения). Вывод заставки.Информационное окно. Созданиеодноэкземплярного приложения.Особенности консольного приложения.Запуск других приложений.
2 СОЗДАНИЕ, ОТЛАДКА И ТЕСТИРОВАНИЕ МОДУЛЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ
2.1 Создание, отладка и тестирование модуля, реализующего линейный алгоритм
Тестирование требуют дополнительного программирования.
Нашей целью является по возможности более точное моделирование условий работы каждого модуля. Если модуль не представляет собой отдельную законченную подпрограмму, то к нему следует временно добавить предложения, обеспечивающие связь подпрограмм, для создания возможности его использования в операционной системе. Разумеется, это совместное использование следует организовать так, чтобы оно не оказывало существенного влияния на процессы ввода, вывода и порядок вычислений в самом модуле. В противном случае после устранения временно внесенных предложений и включения модуля в состав некоторой крупной программы система в целом может оказаться неработоспособной.
Если ввод необходимой для работы модуля информации выполняется вне самого модуля, то необходимо составить так называемую управляющую программу, или генератор входных данных, которая обеспечивает передачу модулю входных данных в соответствующей форме. Например, модуль изменения общего количества товаров должен получать последовательность записей с диска, а кроме того, количественные значения изменений, которые следует произвести. В процессе отладки эти данные должны задаваться генератором входных данных.
Составление управляющей программы и выбор значений, которые должны получаться на ее выходе, вообще говоря, является нетривиальной задачей. Мы хотим проверить модуль достаточно полно. Генератор должен формировать совокупность входных данных, с помощью которых можно проверить все ветви модуля. Однако недостаточно отладить работу модуля со входными данными, удовлетворяющими нормальным условиям его применения. Нужно также проверить работу модуля со входными данными, либо содержащими ошибки, либо выходящими за пределы допустимой области значений.
В обычном случае модуль изменения общего количества производит сложение или вычитание заданного значения из числа, находящегося в поле общего количества обрабатываемой записи. Но следует предусмотреть возможность возникновения ненормальных ситуаций. Если в результате вычислений общее количество товаров получается отрицательным, что свидетельствует о наличии ошибки во входных данных или в модифицируемой записи, а возможно, о продаже отсутствующего товара, модулем должна быть зафиксирована особая ситуация (обычно это достигается посылкой сообщения об ошибке основной программе). Модуль должен проверить, что производится модификация именно той записи, которой нужно. Для этого следует сравнить учетный номер записи с номером, задаваемым управляющей картой. Если номера не совпадают, то нужно послать предупреждающее сообщение пользователю. Возможность возникновения различных ситуаций такого рода должна быть рассмотрена на этапах проектирования и программирования модуля, его отладки, тестирования, но ни в коем случае не после начала использования модуля в качестве составной части некоторого пакета.
В программах вычислительного типа ошибочные случаи должны быть рассмотрены с такой же тщательностью, как и нормальные. Возьмем в качестве примера программу обращения матриц. Предположим, что мы обратили вручную матрицу размером 3 на 3, затем использовали для обращения написанную программу и получили тот же результат. Вам следует четко представлять, что это только начало тестирования. К сожалению, некоторые программисты, успешно пройдя лишь этот первый этап, полагают, что составленные ими модули работают должным образом. Тем не менее, осталось еще несколько невыясненных вопросов. Мы вообще привыкли мыслить категориями трехмерного пространства, поэтому вполне вероятно предположить, что создаваемые нами программы гораздо лучше подходят для работы именно в трехмерных случаях. Итак, следует проверить правильность работы программы и тогда, когда размерность матрицы больше чем 3, и тогда, когда она меньше. Программа должна охватывать и такие специальные случаи, как обращение матриц размерностью 0x0, 1x1, 2x2. Также правильно должно выполняться обращение матриц с высокой размерностью.
Что можно сказать о вырожденных (необратимых) матрицах? Модуль должен производить проверку условия вырожденности и в случае его выполнения посылать соответствующее сообщение вызывающей программе и возвращать ей управление вместо попыток деления на 0, неизбежно производящихся при отсутствии подобных проверок. Одним из тестов должно служить задание матриц, близких к вырожденным (при обращении таких матриц обычно получаются значительные ошибки). Информация о прохождении программой всех тестов, ограничениях на размерность обращаемых матриц и величине ошибок, возникающих вследствие округлений, должна быть внесена в документацию, прилагаемую к модулю.
Короче говоря, независимо от области предполагаемого применения программы должны проверяться на работу не только с нормально заданной входной информацией, но и с ошибочными или выходящими за предусмотренные пределы данными. Иногда полезно исследовать и некоторые предельные случаи.
Если модуль не обеспечивает вывода на печать, то необходимо добавить соответствующие команды для обеспечения возможности проверки правильности его выполнения. Несколько раньше мы обсуждали использование дампа в случае фиксации ошибки самой машиной или операционной системой. В языке ассемблера эффективным способом получения результатов от программы, не выдающей ничего на печать, является запрос выдачи дампа. Для этой цели предусмотрена специальная макрокоманда ABEND, которая в общем виде выглядит следующим образом:
ABEND n, DUMP
Дамп, выдаваемый по команде ABEND, ничем не отличается JOT уже рассматривавшихся нами дампов. Параметр n представляет собой пользовательский код завершения, который появляется в распечатке вместе с дампом.
Макрокоманда ABEND вызывает прекращение выполнения программы и поэтому делает невозможным продолжение отладки модуля в пределах того же задания. Во многих конкретных вычислительных системах существуют средства, позволяющие распечатывать содержимое памяти и регистров по требованию, не вызывая прекращения выполнения основной программы. Вы можете пользоваться также своими собственными отладочными макро. Существует, кроме того, процедура PDUMP, входящая в набор стандартных процедур языка ФОРТРАН. Используя PDUMP, можно распечатать содержимое указанных областей памяти в одном из нескольких форматов. Вызывается эта процедура обычными командами вызова подпрограмм. Более подробно эти вопросы освещены в руководстве «Библиотека OS ФОРТРАН IV. Вычислительные и обслуживающие подпрограммы» (GC28–6818).
2.2 Разработка математической модели задачи и алгоритма решения процедуры, реализующей разветвляющийся алгоритм
Разработка математической модели предусматривает прежде всего выбор системы уравнений в частных производных и замыкающих соотношений, описывающих тот или иной моделируемый процесс. Так как математическая модель отражает только те свойства, которые учитываются при выводе дифференциальных уравнений, то на этом этапе моделирования необходимо четко определить круг физических процессов, протекающих в пласте, и степень их влияния на показатели разработки
Разветвляющийся алгоритм содержит блок проверки условия. В зависимости от результата проверки условия выполняется та или иная последовательность операций, называемая ветвью. При этом форма разветвления может быть полной или сокращенной.
3 СОЗДАНИЕ, ОТЛАДКА И ТЕСТИРОВАНИЕ МОДУЛЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ОБРАБОТКУ ЭЛЕМЕНТОВ ОДНОМЕРНОГО МАССИВА
3.1 Создание, отладка и тестирование модуля, реализующего обработку элементов одномерного массива
Ввод и вывод массивов осуществляется поэлементно.
Введем одномерный массив Х, состоящий из 30 элементов, то есть необходимо ввести некую последовательность элементов Х1, Х2, …, Х30.
Пусть i– индекс (порядковый номер) элемента в массиве Х. Тогда
Хi– i– й элемент массива Х, где i = 1, 2, …, 30.
Для ввода массива можно использовать любой цикл.
Первый вариант: ввод массива с использованием цикла с предусловием (Рисунок 1).
Рис.1 Алгоритм
-Program Primer_1;
-Var i: integer;
-X: array [1..30] of Integer;
-Begin
-i := 1;
-While i <= 30 Do
-Begin
oRead (X[i]); i := i + 1
-End;
- Readln
- End.
Можно ввести с клавиатуры элементы следующим образом:
–7 _ 4 _ –2 _ 0 _ 12 _ –1 _ –5 _ 9 _ 11 _ –3 _ –5 _ … _15, то есть через пробел ввести в строчку и нажать клавишу Enter.
Можно было ввести элементы в столбец, отделяя элементы клавишей Enter, то есть каждый элемент с новой экранной строки:
- 7 Enter
- 4 Enter
- 2 Enter
- …
- …
- …
- 15 Enter
В первом варианте ввод массива Х в программе осуществляется с использованием цикла с предусловием.
Второй вариант: ввод массива с использованием цикла с постусловием (Рисунок 2).
Рис. 2 Алгоритм
-Program Primer_2;
-Var i: integer;
-X: array [1..30] of Integer;
-Begin
-i := 1;
-Repeat
oRead (X[i]); i := i + 1
-Until i > 30;
- Readln
- End.
Массив X введен с использованием цикла с постусловием.
Третий вариант: ввод массива с использованием цикла с параметром (Рисунок 3).
Рис. 3 Алгоритм
-Program Primer_3;
-Var i: integer;
-X: array [1..30] of Integer;
-Begin
-For i := 1 To 30 Do Read (X[i]);
- Readln
- End.
Массив вводится с помощью цикла с параметром, где в качестве параметра используется индекс элемента массива (i).
Вывод одномерного массива осуществляется аналогично.
В программе вместо операторов Read или Readln используются операторы Write или Writeln. Но просто заменить одни операторы на другие здесь недостаточно. Для того чтобы выводимые значения не сливались между собой, надо явным образом вставлять между ними разделитель– пробел или перевод строки. Приведем два возможных способа вывода массива:
- For i := 1 To n Do Write (X[i],’ ‘);
- For i := 1 To n Do Writeln (x[i]).
На первый взгляд второй способ может показаться более простым и удобным, но это далеко не всегда так. Результат работы такой программы зачастую неудобно, а то и просто невозможно анализировать. Ведь каждый элемент массива будет располагаться в отдельной строке, следовательно, мы не сможем увидеть более 25 элементов одновременно. Кроме того, очень часто массив требуется распечатать дважды, чтобы сравнить состояние массива до обработки и результат его обработки. В этом случае сравнение состояний массива гораздо удобнее проводить, если они распечатаны в двух соседних строках, а элементы выровнены по столбцам, то есть к варианту 1 должна быть добавлена еще и форматная печать (указано количество позиций, которое должно отводиться на печать одного элемента).
Например, выведем одномерный массив Х1, Х2, …, Хn, состоящий из элементов вещественного типа, используя цикл с параметром (Рисунок 4):
Рис. 4 Алгоритм
-Program Primer_4;
-Const n = 30;
-Var i: Integer;
-X: Array [1..n] Of Real;
-Begin
-For i:= 1 To n Do Write (X[i] : 6 : 2, ‘ ‘);
- Writeln; {курсор переводит на новую строку}
- Readln
- End.
3.2 Разработка математической модели задачи и алгоритма решения процедуры, реализующей обработку элементов двумерного массива
Первый способ. Для решения используется цикл с параметром:
- Program Primer1_1;
- Var A: Array[1..20] Of Integer;
- i, n, s, p: Integer;
- Begin
- Write (‘n=’); Readln (n);
- For i:=1 To n Do Readln (A[i]); {ввод массива}
- s:= 0; p:=1;
- For i:=1 To n Do{обработка массива}
- If (A[i] mod 2 <>0) and (A[i] mod 3 = 0) Then
- Begin
- s:=s+A[i]; p:= p*A[i]
- End;
- Writeln (‘s=’, s, ‘p=’, p);
-Readln
-End.
Второй способ. Для решения используется цикл с предусловием:
- Program Primer1_2;
- Var A: Array[1..20] Of Integer;
- i, n, s, p: Integer;
- Begin
- Write (‘n=’); Readln (n); i:=1;
- While i <= n Do
- Begin
- Readln (A[i]);i:= i + 1
- End;
- s:= 0; p:=1; i:=1;
- While i<=nDo
- Begin
o If (A[i] mod 2 <>0) and (A[i] mod 3 = 0) Then
- Begin
- s:=s+A[i]; p:= p*A[i]
- End; i:= i + 1
- End;
- Writeln (‘s=’, s, ‘p=’, p);
-Readln
-End.
4 СОЗДАНИЕ, ОТЛАДКА И ТЕСТИРОВАНИЕ МОДУЛЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ОБРАБОТКУ ЭЛЕМЕНТОВ ДВУМЕРНОГО МАССИВА
4.1 Создание, отладка и тестирование модуля, реализующего обработку элементов двумерного массива.
Type <имя типа>= array [1..maxN, 1..maxM] of <тип элементов>; {Двумерный массив}
Const N=3; M=4;
Type TMas= array [1..N, 1..M] of integer; {Двумерный массив из целых чисел}
Формирование двумерного массива можно осуществлять четырьмя способами: ввод с клавиатуры, через генератор случайных чисел, по заданному правилу или с помощью файла.
1) Формирование двумерного массива при помощи ввода с клавиатуры и алгоритм построчного вывода элементов матрицы.
- Const N=10;M=10;
- Type Tmas= array [1..N,1..M] of integer;
- Var A:Tmas; i,j:integer;
- Begin
- {Ввод элементов матрицы}
- For i:=1 to N do
- For j:=1 to M do
- Read(A[i,j]);
-{Вывод элементов матрицы}
- For i:=1 to N do begin
- For j:=1 to M do
-Write(A[i,j]:4); {Печатается первая строка}
-Writeln {Переход на новую строку}
-end;
-End.
2) Фрагмент программы формирования двумерного массива через генератор случайных чисел.
-Begin
-Randomize; {Инициализация генератора случайных чисел}
- {Ввод элементов матрицы}
- For i:=1 to N do
- For j:=1 to M do
- A[i,j]:=random(45)–22;
4.2 Сборка и отладка программы в полном объёме, подготовка презентаций для защиты программных продуктов, защита программных продуктов
-Program proizvedenie;
-Type
-Matrix=array [1..10, 1..10] of integer;
-Var
-A: matrix;
-N, m, i, j: byte;
-P: integer;
-Procedure vvod (var m: matrix);
- Var k , h : byte ;
- Begin
-For i :=1 to n do {переменная n для процедуры является глобальной, а значит «известной»}
-For j :=1 to m do {переменная m для процедуры является глобальной, а значит «известной»}
- M[i,j]:= random(10);
- End;
- Procedure print (m: matrix);
- Var k, h: byte;
- Begin
- For i:=1 to n do
- begin
- For j:=1 to m do
- Write (M[i, j]: 4);
-Writeln;
-end ;
-End ;
-Begin {начало основной программы}
-Writeln (‘Введите размерность матрицы:’);
- Readln(N, M);
- Vvod(a);
- Print(a);
- P:=1;
- For i:=1 to N do
- For j:=1 to M do
- If a[i, j]<>0 then p:=p*a[i, j];
-Writeln ( p );
-End .
5 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРФЕЙСА ПРИЛОЖЕНИЯ
5.1 Проектирование интерфейса приложения
Проектирование пользовательского интерфейса– это создание тестовой версии приложения. Это начальный этап разработки пользовательского интерфейса, когда мы распределяем функции приложения по экранам, определяем макет экранов, содержимое, элементы управления и их поведение.
Как результат, вы получаете динамичный прототип вашего интерфейса, который можно использовать для тестирования юзабилити или начала разработки приложения. Пока программисты заняты разработкой интерфейса, мы можем приступить к созданию графического дизайна.
5.2 Создание многодокументного приложения, демонстрирующего основные принципы работы с файлами
Для создания приложений Windows можно использовать технологии SDI (Single document interface) и MDI (Multi document interface). До сих пор мы рассматривали примеры с использованием SDI– технологии. Основным объектом SDI– приложений является компонент Tform. A в MDI–приложениях компонент Tform используется для создания дочерних и материнской форм. В случае применения основного окна свойство FormStyle этого класса должно иметь значение fsMDIForm. Для дочерних форм этому свойству присваивается значение fsMDIChild.
Основное окно каждого MDI– приложения должно включать объект MainMenu.
Любое MDI– приложение включает три основных элемента:
-Экранная форма основного окна MDI– приложения.
-Одна или более форм дочерних окон MDI– приложения.
-Основное меню MDI– приложения.
Для автоматического добавления имен открытых дочерних форм в свойстве WindowMenu необходимо уточнить имя пункта меню. Тогда в этот пункт автоматически заносятся заголовки открытых дочерних форм.
На стандартной MDI – форме имеется клиентская область, и дочерние формы не могут выходить за пределы этой области. При закрытии или при минимизации дочерние формы отображаются в клиентской области основного окна, а не на панели задач Windows.
Теперь рассмотрим пример MDI– приложения.
Рис. 5 Точка вторая
На основной форме создадим меню, а заголовкам дочерних форм присвоим "Дочка первая” и "Дочка вторая”. Закрепим за первым пунктом меню свойство WindowMenu.
Рис. 6 Точка первая
Обратите внимание на то, что минимизированное окно остается в левой нижней части основного окна.
В модулях для этих форм не фиксируется их стиль.
- unit Unit2;
- interface
- uses
- Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,
- Menus;
- type
- TForm2 = class(TForm)
- private
- {Private declarations}
- public
- {Public declarations}
- end;
- var
- Form2: TForm2;
- implementation
- {$R *.DFM}
-end.
6 СОЗДАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИАЛОГОВЫХ ОКОН РАБОТЫ С ФАЙЛАМИ – ОТКРЫТИЯ, СОХРАНЕНИЯ
Диалоговых окон обычно не используются элементы управления в правой верхней части стандартных форм: ControlBox, MinimizeBox, MaximizeBox.
Рис. 1 Пример открытия диалогового окна
Для открытия диалоговых окон существует два метода:
Модальное открытие диалогового окна– метод класса Form
-public DialogResult ShowDialog();
-Немодальное открытие диалогового окна– метод класса Control public void Show();
Если диалоговое окно открыто модально, то его нужно обязательно закрыть перед возвращением к исходной форме.
Пример: ранее определена форма CustomForm и текущая форма, содержащая кнопку btnDialogShow и метод DoSomeWork. При нажатии на кнопку btnDialogShow будет модально отображено диалоговое окно.
- private void btnDialogShow_onclick(object sender, EventArgs e)
- {
- // Создание формы
- CustomForm dlg = new CustomForm();
- // Открытие формы
-dlg.ShowDialog();
-DoSomeWork();
-}
DoSomeWork выполнится только после того, как пользователь закончит работу с формой dlg.
Если использовать метод Show вместо ShowDialog, тогда DoSomeWork начнет выполняться сразу после появления формы dlg.
7 СОЗДАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ
Scilab позволяет создавать не только обычные программы для автоматизации расчетов, но и визуальные приложения, которые будут запускаться в среде Scilab. Основным объектом в среде Scilab является графическое окно.
8 ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДРУГИМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ, НАПРИМЕР MS WORD И MS EXCEL
С помощью Visual FoxPro вы можете использовать данные совместно с другими приложениями, такими как Microsoft Excel и Word, использовать объекты из других приложений и управлять другими приложениями через OLE– автоматизацию
9 РАЗРАБОТКА ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕХНИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
9.1 Разработка пояснительной записки в соответствии с техническим заданием.
Целью составления пояснительной записки является изложение студентом предполагаемого подхода к раскрытию темы курсовой работы.
При составлении пояснительной записки следует стремиться к тому, чтобы в ней оптимально сочеталось изложение, как общетеоретических аспектов, так и прикладных вопросов (исследование конкретных ситуаций– применительно, например, к определенной организации, предприятию, фирмы).
Одной из распространенных ошибок является одностороннее представление в пояснительной записке и в курсовой работе выбранной темы. Студент сосредотачивает внимание только на теории, и тогда тема рассматривается в отрыве от реальной практики, или, наоборот, в пояснительной записке отражаются только частные вопросы, но не формируются необходимые обобщение и выводы.
Пояснительную записку не следует понимать как содержание курсовой работы. Студент должен представлять себе пояснительную записку в виде следующей примерной схемы:
-состав разделов (глав) курсовой работы;
-основное содержание разделов;
-логическую взаимосвязь разделов.
Логика изложения представляет собой, как правило, самое слабое место во многих курсовых работах Характерным недостатком является отсутствие необходимой взаимосвязи между собой: материал каждого раздела изложен правильно, но переход от раздела к разделу не обоснован. В результате вместо цельного изложения темы получается набор разрозненных фрагментов. При подготовке пояснительной записки студенту рекомендуется использовать опыт составления структурно– логических схем: пояснительную записку можно рассматривать как развернутую структурно–логическую схему по выбранной теме.
Общим принципом построения пояснительной записки является последовательный переход от общего к частному. Проблема исследования сначала рассматривается в целом, а затем детально анализируются методы и формы решения проблемы. Пояснительная записка должна в обязательном порядке включать в себя следующие элементы:
-титульный лист;
-задание на курсовую работу;
-содержание курсовой работы, включающее перечень всех разделов, подразделов;
-введение. Во введение раскрывается актуальность выбранной темы, объект, предмет, цели и задачи исследования;
-основная часть, которая должна включать в себя теоретический и практический разделы;
-заключение, выводы. Заключение пояснительной записки должно содержать краткие выводы о результатах выполненной работы;
-предложения по использованию результатов работы на предприятиях и организациях;
-библиографический список;
-приложения (при их наличии в курсовой работе)
Требования к оформлению пояснительной записки представлены в разделе 5 «Оформление курсовой работы».
Пояснительная записка составляется студентом самостоятельно.
9.2 Сборка и отладка программы в полном объёме, подготовка презентаций для защиты программных продуктов, защита программных продуктов
Презентация (способ представления информации)– это целенаправленный информационно– коммуникационный процесс, решающий задачи общественного представления чего– либо нового, недавно появившегося, созданного.
Презентация– это обычно рекламный или информационный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через меню управления.
Презентация обычно содержит в себе текст, иллюстрации к нему и выдержана в едином графическом стиле
Сегодня информационные технологии позволяют создавать презентации с использованием аудио– и видеовставок, делать презентации динамичными и интерактивными, использовать в них гипертекстовые ссылки.
Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, созданную для удобного восприятия информации.
Такого рода электронные презентации, содержащие специальные видеоэффекты, подобные применяемым в телевидении, звуковые фрагменты, музыку, элементы анимации и даже видеоклипы, сегодня весьма популярны.
Созданные однажды на магнитных носителях модели, схемы, диаграммы, слайды, видеоклипы, звуковые фрагменты могут компактно храниться в цифровом при виде. Они не занимают много места, свободно управляются в процессе демонстрации и необходимости легко могут быть модифицированы и распространены. Презентации на магнитных носителях дешевле и эффективнее печатных.
Современная компьютерная презентация представляет собой традиционную демонстрацию набора слайдов, подготовленных на компьютере и распечатанных на бумаге.
Слайд– логически автономная информационная структура, содержащая различные объекты, которые представляются на общем экране монитора, листе бумаги или на листе цветной пленки в виде единой композиции.
Презентация– это набор слайдов, объединенных возможностью перехода от одного слайда к другому и хранящихся в общем файле. В одной презентации может быть произвольной число слайдов.
Со сценарием– организованный и заранее отрепетированный материал презентации. Используется на лекциях, при выступлениях на семинарах. Такие презентации позволяют поддерживать интерес аудитории к информации.
Презентация (способ представления информации)
По признаку взаимодействия со зрителем презентации можно разделить на два вида: линейные и интерактивные.
Линейные– как правило, слайд–шоу или рекламный ролик, проигрываемый целиком. Пользователь не может влиять на воспроизведение ролика и каким– либо образом менять заданную последовательность кадров. Применяют при защите курсовых проектов (работ) и выпускных квалификационных работ. Такие ролики часто можно увидеть на выставках, работающих в бесконечном цикле. Они могут содержать имеют сложную графику, видеовставки, иногда– звуковое сопровождение
Интерактивные– обладают системой навигации, то есть позволяют пользователю самому выбирать интересующие его разделы и просматривать их в произвольном порядке. Позволяют осваивать материал самостоятельно. Применяют в целях обучения, чтобы в краткой и интересной форме изложить материал, для самоподготовки студентов перед зачетом или экзаменом и используют как визитная карточка компании или каталог продукции и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ
Дата |
Направление и состав работ |
Освоено / не освоено |
Подпись руководителя |
06.04.2015 |
Обзор современных основных инструментальных средств разработки программных продуктов. |
освоено |
|
06.04.2015 |
Основные этапы разработки программного продукта. |
освоено |
|
06.04.2015 |
Проектирование программного обеспечения на уровне модулей. |
освоено |
|
06.04.2015 |
Изучение алгоритма взаимодействия форм в многодокументном приложении |
освоено |
|
07.04.2015 |
Создание, отладка и тестирование модуля, реализующего линейный алгоритм. |
освоено |
|
07.04.2015 |
Создание, отладка и тестирование модуля, реализующего линейный алгоритм. |
освоено |
|
07.04.2015 |
Разработка математической модели задачи и алгоритма решения процедуры, реализующей разветвляющийся алгоритм |
освоено |
|
07.04.2015 |
Создание, отладка и тестирование модуля, реализующего разветвляющийся алгоритм. |
освоено |
|
08.04.2015 |
Разработка математической модели задачи и алгоритма решения процедуры, реализующей циклический алгоритм |
освоено |
|
08.04.2015 |
Создание, отладка и тестирование модуля, реализующего циклический алгоритм. |
освоено |
|
08.04.2015 |
Разработка математической модели задачи и алгоритма решения процедуры, реализующей обработку элементов одномерного массива |
освоено |
|
08.04.2015 |
Создание, отладка и тестирование модуля, реализующего обработку элементов одномерного массива. |
освоено |
|
09.04.2015 |
Разработка математической модели задачи и алгоритма решения процедуры, реализующей обработку элементов двумерного массива |
освоено |
|
09.04.2015 |
Создание, отладка и тестирование модуля, реализующего обработку элементов двумерного массива. |
освоено |
|
09.04.2015 |
Сборка и отладка программы в полном объёме, подготовка презентаций для защиты программных продуктов, защита программных продуктов |
освоено |
|
09.04.2015 |
Создание, отладка и тестирование модуля, реализующего линейный алгоритм. |
освоено |
|
10.04.2015 |
Создание, отладка и тестирование модуля, реализующего линейный алгоритм. |
освоено |
|
10.04.2015 |
Проектирование интерфейса приложения. |
освоено |
|
10.04.2015 |
Создание многодокументного приложения, демонстрирующего основные принципы работы с файлами |
освоено |
|
10.04.2015 |
Организация процедур открытия и сохранения текстовых файлов |
освоено |
|
11.04.2015 |
Организация процедур удаления и добавления записи |
освоено |
|
11.04.2015 |
Организация процедур обработки полей записи |
освоено |
|
13.04.2015 |
Оформление пакета документов по прохождение раздела учебной практики |
освоено |
|
13.04.2015 |
Создание приложения с использованием диалоговых окон работы с файлами – открытия, сохранения |
освоено |
|
13.04.2015 |
Создание приложения с использованием различных графических компонентов |
освоено |
|
13.04.2015 |
Программное управление другими приложениями, например MS Word и MS Excel |
освоено |
|
14.04.2015 |
Разработка пояснительной записки в соответствии с техническим заданием. |
освоено |
|
14.04.2015 |
Сборка и отладка программы в полном объёме, подготовка презентаций для защиты программных продуктов, защита программных продуктов |
освоено |
|
14.04.2015 |
Проектирование интерфейса приложения. |
освоено |
|
14.04.2015 |
Создание многодокументного приложения, демонстрирующего основные принципы работы с файлами |
освоено |
|
15.04.2015 |
Организация процедур открытия и сохранения текстовых файлов |
освоено |
|
15.04.2015 |
Организация процедур удаления и добавления записи |
освоено |
|
15.04.2015 |
Организация процедур обработки полей записи |
освоено |
|
15.04.2015 |
Оформление пакета документов по прохождение раздела учебной практики |
освоено |
|
16.04.2015 |
Создание приложения с использованием диалоговых окон работы с файлами – открытия, сохранения |
освоено |
|
16.04.2015 |
Создание приложения с использованием различных графических компонентов |
освоено |
|
16.04.2015 |
Программное управление другими приложениями, например MS Word и MS Excel |
освоено |
|
16.04.2015 |
Разработка пояснительной записки в соответствии с техническим заданием. |
освоено |
|
17.04.2015 |
Сборка и отладка программы в полном объёме, подготовка презентаций для защиты программных продуктов, защита программных продуктов |
освоено |
|
17.04.2015 |
Проектирование интерфейса приложения. |
освоено |
|
17.04.2015 |
Создание многодокументного приложения, демонстрирующего основные принципы работы с файлами |
освоено |
|
17.04.2015 |
Организация процедур открытия и сохранения текстовых файлов |
освоено |
|
18.04.2015 |
Организация процедур удаления и добавления записи |
освоено |
|
18.04.2015 |
Организация процедур обработки полей записи |
освоено |
|
18.04.2015 |
Оформление пакета документов по прохождение раздела учебной практики |
освоено |
|
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
в объеме 90 часов с «06» апреля2015 года по «18» апреля 2015 года
Виды и качество выполнения работ с целью оценки сформированности профессиональных компетенций
Виды и объем работ, выполненных студентом во время практики |
Оценка выполнения каждого вида работ(баллы) |
Обзор современных основных инструментальных средств разработки программных продуктов. Основные этапы разработки программного продукта. Проектирование программного обеспечения на уровне модулей. Изучение алгоритма взаимодействия форм в многодокументном приложении |
|
Создание, отладка и тестирование модуля, реализующего линейный алгоритм. Разработка математической модели задачи и алгоритма решения процедуры, реализующей разветвляющийся алгоритм. |
|
Создание, отладка и тестирование модуля, реализующего разветвляющийся алгоритм. Разработка математической модели задачи и алгоритма решения процедуры, реализующей циклический алгоритм. |
|
Создание, отладка и тестирование модуля, реализующего циклический алгоритм. Разработка математической модели задачи и алгоритма решения процедуры, реализующей обработку элементов одномерного массива. |
|
Создание, отладка и тестирование модуля, реализующего обработку элементов одномерного массива. Разработка математической модели задачи и алгоритма решения процедуры, реализующей обработку элементов двумерного массива. |
|
Создание, отладка и тестирование модуля, реализующего обработку элементов двумерного массива. Сборка и отладка программы в полном объёме, подготовка презентаций для защиты программных продуктов, защита программных продуктов. |
|
Проектирование интерфейса приложения. Создание многодокументного приложения, демонстрирующего основные принципы работы с файлами. |
|
Организация процедур удаления и добавления записи. |
|
Организация процедур обработки полей. |
|
Оформление пакета документов по прохождение раздела учебной практики. |
|
Создание приложения с использованием диалоговых окон работы с файлами – открытия, сохранения. |
|
Создание приложения с использованием различных графических компонентов. |
|
Программное управление другими приложениями, например MS Word и MS Excel. |
|
Разработка пояснительной записки в соответствии с техническим заданием. Сборка и отладка программы в полном объёме, подготовка презентаций для защиты программных продуктов, защита программных продуктов. |
|
Общая оценка: |
|
Аттестуемый продемонстрировал / не продемонстрировал владение профессиональными компетенциями:
ПК. 1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент;
ПК. 2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля;
ПК. 3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств;
ПК. 4. Выполнять тестирование программных модулей;
ПК. 5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля;
ПК. 6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.