Главная Контакты В избранное
  • ДИПЛОМНАЯ РАБОТА "Культурно-религиозный потенциал города как основа разработки познавательного тура"

    АвторАвтор: student  Опубликовано: 10-08-2020, 20:41  Комментариев: (0)

    Скачать: diplom_chast_1_1.zip [57,61 Kb] (cкачиваний: 11)  

     

     

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    "Культурно-религиозный потенциал города как основа разработки познавательного тура"


    ОГЛАВЛЕНИЕ

    "Культурно-религиозный потенциал города как основа разработки познавательного тура".

    Введение

    1.Теоретические основы культурно-религиозного туризма.

    1.1Сущность культурно-религиозного туризма.

    1.2Город как основа для разработки культурно-религиозного туризма

    1.3Технология разработки познавательного тура.

    Выводы.

    2.Проектное обоснование культурно-религиозного тура «Духовное наследие города на Вятке» по городу Кирову.

    2.1. Характеристика культурно-религиозного потенциала города Кирова.

    2.2. Проект культурно-религиозного тура по городу Кирову.

    Выводы

    Заключение

    Список литературы.

    Приложение

     


    ВВЕДЕНИЕ

    Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес у населения планеты. Любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа – одна из тех задач, которую в полной мере способен решать туризм.

    Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах культурно-познавательный туризм включен в политику культурных отношений. Одним из направлений культурно-познавательного туризма является религиозный туризм. Двигателем развития этого вида туризма является человек, его желания к путешествию и познанию. Для граждан всего мира культурно-религиозный туризм – это импульс к взаимообогащению. В системе туристской деятельности культурно-религиозный туризм занимает особое место, поскольку способствует развитию внутреннего мира, расширению кругозора человека, дает возможность знакомства с представителями разных религий, с национальным наследием разных народов.

    Особенностью такого туризма являются избирательная религиозная мотивировка, интерес к памятникам культового зодчества, храмам и монастырям, чудотворным реликвиям, желание приобщиться или принять участие в богослужениях и церковных праздниках, погрузиться в атмосферу религиозных таинств.

    Эксперты ВТО выделяют религиозный туризм как один из самых перспективных туристских путешествий XXI века. Такая тенденция связана с растущими потребностями современных людей в более глубоком ознакомлении с мировыми религиями и культурами с ними связанными, с различными знаниями об особенностях религиозной жизни отдельных стран и регионов, а так же с желанием более полного интеллектуального обогащения посредством подобных путешествий.

    Актуальность данной работы в том, что в настоящее время мы наблюдаем появление интереса людей, в частности граждан России, к своим историческим корням, религии. Все чаще люди стали посещать святые места, религиозные центры, исторические религиозные памятники. Для специалистов туристской отрасли чрезвычайно важно не только владеть навыками практической организации поездок религиозного туризма, но и иметь четкое представление о том, что такое религия, какие мотивы побуждают людей отправиться на экскурсию по святым местам. Эти знания помогут лучше осознавать потребности туристов при создании и продвижении турпродукта.

    Россия - страна с богатейшей историей и культурой. Много веков здесь сосуществовали культурно-религиозные традиции многочисленных народов, населяющих страну.

    Кировская область - неотъемлемая часть нашей страны. Вятский край является оригинальный культурным центром, имеющим необходимые исторические и культурные предпосылки для развития внутреннего туризма. В настоящее время на территории Кировской области сохранилось более 3,5 тысяч памятников археологии, истории, градостроительства и архитектуры. 883 объекта культурного наследия поставлены на государственную охрану, в том числе 269 объектов федерального (общероссийского) значения, 614 - регионального (областного) значения. Самые интересные для туристов памятники расположены в городах и селах, имеющих статус исторических поселений. В г. Кирове - Свято-Успенский Трифонов монастырь, Преображенский женский монастырь, Свято-Серафимовский собор, Церковь Иоанна Предтечи, Александровский костел и ряд других.

    В нашем регионе начинает лишь зарождаться такой вид туризма как культурно-религиозный, что в свою очередь ставит задачу изучения данного вопроса.

    Тема дипломной работы «Культурно-религиозный потенциал города как основа разработки познавательного тура» является актуальной и ставит свой задачей раскрыть взаимосвязь религии и культуры в сфере туризма.

    Проблема дипломного исследования заключается в противоречии между наличием в городе Кирове культурно-религиозного потенциала, спросом на культурно-религиозный туризм и недостаточным использованием этого потенциала туристической отрасли.

    Цельдипломного исследования заключается в рассмотрении теоретических основ культурно-религиозного туризма и разработке познавательного тура «Духовное наследие города на Вятке» на основе культурно-религиозного потенциала города Кирова.

    Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

    1.Раскрыть понятие культурно-религиозного туризма;

    2.Выявить особенности города как основы разработки культурно-религиозного туризма;

    3.Описать технологию разработки познавательного тура;

    4.Дать характеристику культурно-религиозному потенциалу города Кирова;

    5.Разработать проект культурно-религиозного тура «Духовное наследие города на Вятке» по городу Кирову.

    Объект дипломного исследования: культурно-религиозный потенциал города.

    Предмет дипломного исследования: памятники культурного наследия города Киров как основа разработки познавательного тура.

    Степень научной разработанности проблемы исследования: При рассмотрении религиозного туризма в основном затрагиваются вопросы паломничества. Культурно-религиозному туризму напрямую посвящено не так много книг и статей.

    В ходе дипломного исследования были рассмотрены работы Т. Т. Христова, С. Ю. Житенева, А. Ю. Александровой, В. О. Сенина, М. Б. Биржакова, В. А. Квартальнова, А. Д. Чудновского, А. С. Кускова, В. А. Веткина, Е. Н. Ильиной, А. В. Бабкина, И. В. Зорина и других.

    Среди основных источников необходимо отметить такую книгу как «Религиозный туризм» Т. Т. Христова. В ней подробно рассматривается религиозный туризм как объект изучения.

    В научных трудах С. Ю. Житенева дается четкое разделение понятий « религиозный туризм» и «паломничество».

    Тема города как туристического центра представлена в учебнике А. Ю. Александровой «География туризма», вопросы организации городской экскурсии в работе А. С. Скобельцына «Технологии и организация экскурсионных услуг».

    Технология разработки туристического продукта подробнорассматривается у В. А. Веткина в пособии «Технология создания туристического продукта, у А. Д. Чудновских в учебнике «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», у Е.Н. Ильиной в работе «Туроперейтинг: организация деятельности».

    Для практической разработки тура была использована краеведческая литература по городу Кирову.

    База дипломного исследования: ООО «Мир открытий» г. Киров.

    Методы исследования: Анализ документов, монографических публикаций, статей, метод системного анализа, метод наблюдения, метод опроса, метод обобщения, социально-культурное проектирование.

    Практическая значимость дипломного исследования заключается в разработке культурно-религиозного познавательного тура, который можно использовать в деятельности туристических фирм города Кирова.

    Структура работы.

    Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении указывается актуальность темы, формулируется цель и задачи, объект и предмет исследования. В первой главе раскрывается сущность культурно-религиозного туризма. Также выявляются особенности города как основы разработки культурно-религиозного туризма. Описывается технология разработки познавательного тура. Вторая глава посвящена характеристике культурно-религиозного потенциала города Кирова. Разрабатывается проект культурно-религиозного тура «Духовное наследие города на Вятке» по городу Кирову. В заключении подводятся итоги дипломного исследования, изложены основные выводы. В список литературы включены использованные источники и исследования. В приложении представлены фотографии описанных в работе архитектурных памятников.

    Дипломное исследование написано при использовании литературы по туризму, специализированным исследованиям, раскрывающим затронутую в работе тему, материалам периодической печати и электронных ресурсов, краеведческая литература. Библиографический список представлен в конце дипломной работы.

    Общий объем дипломной работы:

    1.Теоретические основы культурно-религиозного туризма.

    1.1Сущность культурно-религиозного туризма.

    Туризм представляет собой форму миграции людей, не обусловленную сменой их местожительства или работы. Профессор А. Ю. Александрова определяет туризм как совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы. Александрова стр 12

    В настоящее время в международной практике широко исполь­зуется определение, выработанное Международной конференци­ей по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991 г.) и одоб­ренное ВТО и Статистической комиссией ООН. Согласно ему,
    турист - это посетитель, то есть «лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кромезанятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте».

    Выделяются три главных признака, позволяющих объединить туристов и экскурсантов в категорию посетителей и одновременно отличить от других путешествующих лиц: перемещение за пределы обычной среды, продолжительность пребывания в месте назначе­ния и цель поездки.

    Выезд за пределы обычной среды- первый критерий классифи­кации путешественников. Термин «обычная среда» был введен в оборот на Оттавской конференции для того, чтобы исключить из числа посетителей людей, ежедневно совершающих поездки из дома на работу (учебу) и обратно. Они не покидают обычной среды и не считаются туристами. Александрова стр 7

    Места, которые человек посещает регулярно, даже если они находятся сравнительно далеко от места его проживания, являются элементами его обычной среды. Сюда можно отнести также объекты, находящиеся в непосредственной близости от места проживания человека независимо от частоты их посещения (например, какой-нибудь музей или храм, расположенные в данном городе). Психологически они воспринимаются как элемент каждодневности. В религиозном туризме поездка в достаточно удаленный город или район для участия в культовых действиях или посещение музеев и выставок будет считаться выездом за пределы обычной среды. (Христов стр9)

    Продолжительность пребывания -второй критерий выделения статистической совокупности посетителей. Он вводится в развитие концепции обычной среды и позволяет отличить туристов и экс­курсантов от резидентов. Продолжительность пребывания ограни­чивается 12 месяцами, после чего посетитель переходит в катего­рию постоянных жителей и не учитывается в статистике туризма.

    Цель (мотив) поездки -третий признак посетителей. В отличие от других путешественников ими движут туристские мотивы, ко­торые в официальных документах и научной литературе тракту­ются очень широко. Для удобства статистического учета посетите­лей по рекомендации ВТО туристские цели были объеди­нены в несколько блоков: досуг, рекреация, отдых; посещение родственников и знакомых; деловые и профессиональные цели (участие в деловых встречах, конференциях, конгрессах и т.д.); лечение; поклонение религиозным святыням; прочие туристские цели. Александрова стр 8

     

    Таким образом, можно сказать, что туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. (Бабкин А В стр 22)

    В мировой практике и теории существуют различные подходы к определению и содержанию религиозного туризма.

    Коснувшись различий между паломнической и туристической деятельностью на конференции «Православное паломничество: традиции и современность» в 2004 году Архиепископ Егорьевский Марк сказал: «Можно приехать в монастырь или храм на поклонение святыням, а можно — и на экскурсию. В этом нет ничего плохого. Слава Богу, что люди интересуются православными монастырями, их архитектурой, однако паломничество и туризм — совершенно разные понятия: паломничество — это проявление религиозной жизни, а туризм — это проявления жизни культурной». Житенев С Ю Религ паломничество книга стр 219

    Ряд преподавателей Российской международной академии туризма предлагают не смешивать понятия «религиозный туризм», «паломничество», «познавательный туризм». Утверждается, что религиозный туризм ближе к паломничеству, что он предназначен для людей, которые еще не воцерковлены и не дозрели до настоящего паломничества, но познавательного туризма для них уже мало. Христов Т.Т., Жданова А.М. Некоторые особенности паломничества и религиозно-экскурсионного туризма в РФ и за рубежом стр 183.

    М. Б. Биржаков отмечает, что паломничество является наиболее ранним видом организованного туризма в нашей цивилизации. Все виды паломничества по своим общим признакам он относит к туризму, поскольку все они содержат единообразно определяемые признаки туризма и туристского продукта: планирование, перевозка, размещение, питание, торговля, сопровождение, охрана Биржаков М.Б. стр 307

    По мнению В. С. Сенина паломничество – одна из трех форм религиозного туризма (наряду с экскурсионными и специализированными турами религиозной тематики) Сенин В.С. Организация международного туризма. стр 171

    Часть зарубежных аналитиков, а также некоторые российские эксперты (А. В. Бабкин, А. Ю. Александрова, Т. Т. Христов), придерживаются точки зрения, что внутри религиозного туризма существуют два направления: паломническое и познавательно-культурное.

    Другая точка зрения: религиозный туризм - это составляющая часть паломничества. Специалисты, отстаивающие такую точку зрения, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его нынешнем облике. Эта точка зрения часто встречается среди европейских исследователей. Однако в таких странах как Индия, Израиль, Непал, Саудовская Аравия и ряде других, где находятся значимые религиозные святыни и существует большой паломнический поток, есть чёткое разграничение между туристами и паломниками. (аналитический обзор)

    Российское законодательство вообще никак не определяет ни религиозный туризм, ни религиозное паломничество. Таким образом, в нашей стране не могут быть выявлены на правовом поле различия между религиозным туризмом и паломничеством, в том числе не ведется статистика этих двух видов деятельности. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отмечает: «Российским законодательством паломничество упомянуто только в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» в статьях, где перечислены виды религиозной деятельности. Закон относит паломничество именно к религиозной, а не к коммерческой деятельности. К сожалению, данное упоминание носит декларативный характер, понятие паломничества в законе не раскрыто. Вследствие этого российским чиновниками и коммерсантами паломническая деятельность рассматривается как туризм. Тем самым организация паломничества трактуется как туристская деятельность, а не описывается как отдельный род деятельности, связанный с религиозной жизнью человека. Богомолец приравнивается к туристу, а епархиальные паломнические службы рассматриваются как фирмы, причем весьма низкого уровня. От паломнических служб требуют получать государственные разрешительные документы. Нередко получается так, что небольшая паломническая служба при монастыре или приходе практически не получает прибыли, потому что обеспечивает бесплатное проживание и питание богомольцев, тем не менее она облагается налогами на общих условиях». http://www.mospat.ru/archive/26271/

    При рассмотрении различия между религиозным туризмом и паломничеством основным является определение целей, во имя чего совершает своё путешествие паломник и свою поездку турист.

    Паломничество – это, прежде всего, духовное совершенствование и духовное просвещение. Участие в православных богослужениях, проникновение в глубину их символики требуют более сознательного, активного и живого участия в них. Люди тянутся именно за духовной пищей. Орлова Т.С.,Шарова Е.Н., Яковлева С.Ф. Паломнический туризм как основа формирования ценностного мышления русского человека. Стр 181 Призывая своих верующих к совершению паломничества, Русская Православная Церковь, как и представители других религий, с уважением относится к туристам, посещающим святые места. Представители традиционных религий считают религиозный туризм важным средством духовного просвещения наших современников.

    Главная цель в религиозном туризме – это знакомство с историей святых мест, жизнью святых людей, церковной архитектурой и искусством. Обо всём этом турист узнаёт во время экскурсии, которая является для него самым главным элементом поездки с точки зрения получения информации, плюс личные впечатления от увиденного на объекте показа. Здесь уместно заметить, что экскурсия может быть также частью и паломнической поездки, но только не главной и не обязательной, а только вспомогательной.

    Таким образом, религиозный туризм представляет собой вид путешествия с познавательными и культурными целями. Он является видом познавательного туризма, а также деятельностью по организации посещения туристами, находящихся вне обычной среды проживания, религиозных и достопримечательных мест, связанных с культурным и природным наследием, относящимся к существующим и ушедшим в историческое прошлое верованиям и религиям. При этом ключевым обстоятельством является то, что участники этих путешествий, то есть туристы, не совершают обязательных для паломников сакральных ритуалов.

    Следовательно, с точки зрения человеческой деятельности паломничество и религиозный туризм существенно различаются – это два различных вида. Религиозный туризм является социально-экономической и культурной деятельностью, а паломничество – религиозной. Поэтому знака равенства между этими видами деятельности ставить нельзя. С. Ю. Житенев диссертация Религиозное паломничество: межкультурные коммуникации и цивилизационный контекст стр 118

    Из различий целеполагания паломнических поездок и религиозно-познавательных туров исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбор объектов показа, содержания и формы подачи экскурсии.

    Если для группы религиозно-познавательного тура размещение в гостинице с обилием увеселительных заведений и скромное питание в ресторане или кафе в постные дни может оказаться несущественным при оценке качества тура, то для паломника этот факт может перечеркнуть все остальные усилия турфирмы, создать психологический дискомфорт и эмоциональное напряжение. Паломнический тур в отличие от религиозно-познавательного включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т. д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения, совершения молитвенного правила утром и вечером, перед и после трапезы, в начале и конце пути. Организаторы паломнических туров должны учитывать специфику подобных поездок и соответствующим образом планировать время, разумно сочетая экскурсию и участие паломников в богослужении. В то же время уже на стадии комплектования группы следует учитывать интересы людей, информировать их о специфике тура, рискуя в противном случае создать в одной тургруппе конфликт людей, приехавших в одно место, но преследующих различные цели. Прокопенко Татьяна Александровна. Экономико-географический и исторический аспекты развития религиозного туризма : на примере Русской Православной Церкви : диссертация стр 22-23

    Религиозный туризм представлен различными формами. По особенностям организациипоездок религиозный туризм может бытьорганизованнымили неорганизованным. Одни туристы предпочитают организованные поездки. Они строго регламентированы и обычно осуществляются на условиях предварительной оплаты. Продавец и клиент заранее обсудили маршрут поездки, сроки пребывания, набор предоставляемых услуг (полный пакет или лишь ряд услуг).

    При неорганизованных поездках туристы не прибегают к помощи фирм-посредников, реализующих свой туристский продукт. Они планируют и самостоятельно осуществляют свою поездку. Неорганизованные поездки имеют большое преимущество в том, что путешественник не привязан к определенной программе мероприятий и может на месте, спонтанно корректировать свой маршрут в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств. К внутренним обстоятельствам можно отнести психологические мотивы, влияющие на принятие решения посетить или не посещать те или иные места, внести корректировки в маршрут. К внешним обстоятельствам можно отнести финансовое состояние туриста, от которого зависят его возможности в оплате тех или иных услуг, поступление новой информации о различных объектах привлечения его интереса тогда, когда он уже находится в поездке. Сюда можно включить изменения погодных условий, а также возникновение или обострение различных религиозных и (или) политических конфликтов. Христов стр 15

    Туристская практика определяет три основные формы туризма: индивидуальную, групповую и семейную. Индивидуальный туризм предполагает путешествие одного или нескольких индивидов (до пяти человек) по индивидуальным туристским программам, имеющим персонифицированный характер и более высокую цену. Групповой туризм представляет собой путешествие нескольких лиц по единому маршруту на одинаковых для всех условиях. Минимальное количество туристов в группе колеблется обычно в широких пределах и часто определяется видом используемого транспорта. Так, групповым можно считать путешествие шести и более человек. Однако для автобусного группового путешествия необходимо не менее 15 туристов, а для авиационного и водного путешествия до 20–30 и более.

    Семейный туризм – особая форма туризма. Его необходимо выделять в отдельную форму, так как количество участников семейных туров может варьировать в широких пределах, определяемых размерами семьи. Популярность этой формы туризма неуклонно растет, что связано с предоставлением большого количества скидок для семейных туристов и специализированной туристской инфраструктурой для организации подобного отдыха. А.С. Кусков стр 40

    По продолжительности путешествий выделяют следующие виды туризма: краткосрочный (туры «выходного дня», поездки на срок до 7 дней), среднесрочный (туры продолжительностью от 9 до 12 дней) и долгосрочный (туры на срок от 15 до 30 дней). А.В. Бабкин стр 14

    Путешественники в зависимости от ихвозрастамогут бытьдетьми,путешествующими с родителями, молодежь(15-24 года),достаточно молодые, экономически активные люди(25-44 года),экономически активные люди среднего возраста(45-64 года), путешествующие обычно без детей,пенсионеры(от 65 лет).

    Туристы во время путешествий пользуются различнымисредствамитранспорта.Они могут добираться до мест назначения авиационным, железнодорожным, автомобильным, морским, речным транспортом. На различных этапах поездки могут использоваться разные виды транспорта.Например, экскурсия проводится далеко от места проживания путешественника, он может воспользоваться авиационным или железнодорожным транспортом. А на местных маршрутах и (или) при перемещении на небольшие расстояния – автомобильным. Христов стр 16

    Религиозный туризм может относиться к рядутипов туризмав зависимости от территориально-страновых особенностей поездок. В отношении отдельной страны (региона) различают следующиетипы туризма:

    - внутренний туризм – туристические поездки жителей какой-либо страны по своей собственной стране;

    - въездной туризм - путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;

    - выездной туризм - путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.

    Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя следующиекатегории туризма:

    - туризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;

    - национальный туризм, охватывающий внутренний и выездной туризм;

    - международный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма. Основы тур деятельности Г И Зорина Е Н Ильина 43-44

    Индустрия религиозного туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов обществен­ного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия религиозного туризма является составной частью ин­дустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма мож­но выделить следующие четыре сектора. Христов стр 17

    1.Размещение. В соответствии с рекомендациями всемирной туристской организации (ВТО) все средства размещения можно представить двумя категориями - коллективными и индивидуальными.

    В состав коллективных средств размещения туристов включаются гостиницы и аналогичные заведения, специализированные заведения, прочие коллективные средства размещения туристов.

    Из основных признаков гостиниц следует отметить прежде всего наличие номеров. Гостиницы предоставляют обязательные услуги: уборку номера, ежедневную заправку постелей и уборку санитарного узла, а также дополнительные услуги обширной номенклатуры.

    Группа заведений, аналогичных гостиницам, обладает номерным фондом, предоставляет обязательные услуги. Таковы, например, пансионы, меблированные комнаты, туристские общежития.

    Специализированные заведения (с единым руководством) также предназначены для обслуживания туристов. Они не имеют номеров. Здесь исходной единицей может быть жилище, коллективная спальня, площадка. Кроме предоставления места для ночлега туристам, заведение может осуществлять и другие виды деятельности. Примерами таких специализированных заведений служат кемпинги, средства размещения в общественных видах транспорта (поезда, суда).

    Типичными примерами прочих коллективных средств размещения служат гостиницы квартирного типа, комплексы домов.

    Индивидуальные средства размещения предоставляются за плату, в аренду, бесплатно. Сюда включаются квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи. Чудновский менеджмент сит 59-61

    2.Питание. Туристы, отправляющиеся в поездки по святым местам и религиозным центрам, пользуются услугами предприятий общественного питания. Это могут быть:

    - рестораны, кафе, закусочные и т.д. В религиозных центрах, ряде святых мест паломники и экскурсанты могут пользоваться услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд.

    - монастырские, ашрамовские и пр. столовые и т.д., в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь отличается от предлагаемого в кафе и ресторанах. В ряде случаев пища может быть более простой, постной во время православного поста, вегетарианской (острой или неострой) в индийском ашраме. Паломникам часто подается пища в определенное время, часто, также, без возможностей выбора блюд.

    3.Транспорт. Туристам, отправляющимся в экскурсионную поездку необходимо использовать различные средства транспорта для достижения пункта (пунктов) прибытия. Средствами используемого транспорта являются: 1) авиационный, 2) железнодорожный, 3) автомобильный (автобусный), 4)водный (речной, морской) транспорт, 5) другие его виды. В религиозном экскурсионном туризме практикуются пешие перемещения на определенной части маршрута, от одного пункта до другого. Это, с одной стороны, добровольно взятые на себя трудности, с другой стороны тот факт, что многие объекты (вершины священных гор, пещеры) являются труднодоступными для большинства или почти всех имеющихся средств транспорта

    4. Религиозные объекты. В этот сектор входят:

    - памятники религиозного назначения: храмы, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений.

    - ансамблипамятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья)

    -природные объекты — святые источники, колодцы, горы,
    водоемы (реки, пруды), рощи;

    - небольшие объекты культа — придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.

    Эти объекты могут быть расположе­ны вместе. Например, святой источник может находиться в пра­вославном монастыре или отдельно. . Христов стр 18-19

    Монастырь – это туристический и культурный центр, где имеются видовые площадки и прогулочные маршруты. Монастырь – это не только культовая архитектура (храмы, здания, сооружения, стены и башни), но и природно-ландшафтный комплекс с садами, парками, озерами для отдыха и «красоты». Во многих монастырях установлены мемориальные зоны, разводятся «кухонные» сады и огороды, пруды для разведения рыбы, выращиваются лечебные травы, садовые растения, устанавливаются экспериментальные площадки для огородничества. Существуют дендрологические сады с цветами разных типов, хвойный и лиственный парки. Севан стр 355

    Необходимое условие развития любого вида туризма, наличие туристского потенциала. Под туристским потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Кусков стр 66

    Условия и ресурсы - две основные составляющие туристского потенциала.

    Условия - это природа, история, население, культура, экономика и политика. Условия могут способствовать и препятствовать развитию туризма. Например, природа накладывает определенные ограничения на посещения многих буддийских монастырей Тибета в связи со сложными погодными условиями и специфическими особенностями рельефа. Другой пример, большинство христианских святынь Зарубежной Европы находятся в условиях достаточно благоприятного климата, что дает возможность большему количеству людей их посещать.

    Экономика как условие включает в себя общее состояние экономики, влияющее на благосостояние людей, и следовательно на туризм, туристскую инфраструктуру (транспортное обеспечение, систему размещения, питания, производства сувенирной продукции).

    Политические условия активно влияют на развитие туризма. Здесь следует отметить прежде всего внутриполитическую стабильность принимающей страны. При политической нестабильности, различных конфликтах на туризм оказывается негативное влияние. Типичный пример – Иерусалим, Египет, Турция. Заинтересованность государства в развитии туристской отрасли выражается в принятии законодательных и нормативных актах, стимулирующих и регулирующих развитие туризма, в финансово-экономических мерах по поддержанию и формированию туристской инфраструктуры, расширению и улучшению индустрии гостеприимства.

    Условия могут одновременно являться и туристскими ресурсами.

    Туристические ресурсы - природно-климатические, социокультурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил. Закон об основах тур деят

    Для развития религиозно-экскурсионного туризма большое значение имеют экскурсионные ресурсы. Они включают в себя культовые сооружения, пирамиды, скульптуры, храмовые архитектурные ансамбли и парки, музейные коллекции при монастырях, религиозные праздники, традиции, обычаи, обряды людей.

    Туристические ресурсы являются национальным достоянием. Однако часть из них, имеющая особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. География туризма / М. В. Асташкина стр 63

    Для развития туризма важны информационные ресурсы. К ним относятся данные Интернета, литературных и художественных произведений, научные сведения различных областей знаний. Также информационный потенциал веками складывался и отображен в народном эпосе, мифах, преданиях, сказках народов мира. Весомая часть этого материала содержит данные по религиозной жизни народов и людей. Носителями информации могут быть материальные объекты. В религиозном туризме это светские экскурсоводы, священники и монахи, проводящие экскурсии. Также многочисленные фотографии, карты, схемы храмов и храмовых комплексов, монастырей, ступ, ашрамов, святилищ, мечетей, посещаемых экскурсантами. Нематериальные объекты включают индивидуальные и коллективные базы данных, сайты Интернета, интерактивные сети, в которых рассказывается о святых местах, существующих турах. Христов стр 27

    1.Российская Федерация. Законы. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации[Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 4 октября 1996 г. : одобр. Советом Федерации 14 ноября 1996 г.].- URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 03.08.2013).

    2.Александрова, А. Ю. Международный туризм [Текст]: учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 464 с.

    3. Архив официального сайта московского патриархата 1997-2009 [Электронный ресурс] URL: http://www.mospat.ru/archive/26271/ (дата обращения: 03.08.2013).

    4. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма [Текст]: учебное пособие /А. В. Бабкин – Ростов н/Д: Феникс. 2008. – 252 с.

    5. Биржаков, М. Б. Введение в ТУРИЗМ [Текст]: издание 9-е, переработанное и дополненное. – СПб.: Издательский дом Герда, 2007. – 576 с.

    6. География туризма / М. В. Асташкина, О. Н. Козырева, А. С. Кусков, А.А. Санинская: Учебное пособие. – М.: Альфа-М.: ИНФРА-М, 2008. – 432 с.

    7. Житенёв, С. Ю. Религиозное паломничество: межкультурные коммуникации и цивилизационный контекст [Текст]: : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 : защищена ?: утв. ? / Житенёв Сергей Юрьевич.- М., 2011.- 186 с.

    8. Житенев, С. Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты [Текст]: М.: Издательство Индрик, 2012. – 264 с.

    9. Кусков, А. С. Основы туризма [Текст]: Учебник / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 с.

    10. Орлова, Т. С., Шарова, Е. Н., Яковлева, С. Ф. Паломнический туризм как основа формирования ценностного мышления русского человека [Текст]: // Труды III международной научно-практической конференции. МГУ им. М.В. Ломоносова, географический факультет, Москва, 24-25 апреля 2008 г. - М.: АНО «Диалог культур», 2008. –– 592 с.; с. 179-181.

    11. Основы туристической деятельности [Текст]: Учебник / Г. И. Зорина, Е. Н. Ильина, Е. В. Мошняга и др.; Сост. Е. Н. Ильина. – М.: Советский спорт, 2004. – 200 с.

    12. Прокопенко, Т. А. Экономико-географический и исторический аспекты развития религиозного туризма на примере Русской Православной Церкви : дис. … канд. геогр. наук : 25.00.24 : защищена 13.11.07 : утв. ? / Прокопенко Татьяна Александровна. - Краснодар, 2007. – 191 с.

    13. Сенин, В. С. Организация международного туризма [Текст]: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 400 с.

    14. Современное состояние религиозного туризма и его социальная роль в России и за рубежом [Текст] : (аналитический обзор) / [Житенев С. Ю. и др. ; науч.-ред. гр.: С. Ю. Житенев, В. С. Новиков, Ю. С. Путрик] ; Междунар. туристская акад. - Москва : Междунар. Туристская Акад., 2010. - 142 с.

    15. Социокультурный анализ и развитие территорий России: проблемы и решения [Текст]: монография / под общ. ред. О, Г. Севан. – М.: ФОРУМ, 2012. – 464 с.

    16. Христов, Т.Т., Жданова, А. М. Некоторые особенности паломничества и религиозно-экскурсионного туризма в РФ и за рубежом [Текст]: // Труды III международной научно-практической конференции. МГУ им. М.В. Ломоносова, географический факультет, Москва, 24-25 апреля 2008 г. – М.: АНО «Диалог культур», 2008. – 592 с.; с.182-189.

    17. Христов, Т. Т. Религиозный туризм [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Т. Христов. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр Академия, 2008. – 288 с.

    18. Чудновский, А. Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве [Текст]: учебник / А. Д. Чудновский [ и др.]. – 3/е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007

     

    скачать dle 10.6фильмы бесплатно