«Знания, умения и навыки водителей по первой помощи – как один из факторов безопасности НА ДОРОГЕ»
Проблема ДТП как во всем мире, так и в Российской Федерации, приобрела в настоящее время характер национального бедствия. Большинство пострадавших погибают на догоспитальном этапе, а именно до прибытия медицинских работников. Своевременное и правильное оказание первой помощи пострадавшим силами очевидцев и участников происшествия значительно снижает летальность и инвалидизацию участников ДТП. Водители являются самыми первыми, кто может устранить поражающие факторы и оказать необходимую помощь пострадавшим, и именно они могут сыграть ключевую роль в жизни людей, столкнувшихся с этой бедой.
В соответствии с частью 4 ст 31 ФЗ от 21 ноября 21 ноября 2011 г.№ 323-ФЗ водители транспортных средств и др. лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. При этом они используют табельное имущество согласно приказу МЗ и СР № 697 от 8 сентября 2009г «О внесении изменений состава автомобильной аптечки».
Целью данной работы явилось оценить знания, умения и навыки по первой помощи водителей со стажем и без него.
Задачи:
1. Проанализировать нормативно - правовую базу по обучению водителей.
2. Оценить теоретическую подготовку по знаниям первой помощи водителей без стажа, со стажем 5 и более 10 лет.
3. Сформироровать чек-листы для проверки навыков первой помощи и отработать их с водителями, анализируя их практические умения.
4. Изучить состав аптечек первой помощи в автомобилях водителей, входящих в группу исследования.
Для проведения исследования была выбрана группа из 55 водителей методом социологического опроса были разделены на несколько стажевых групп (без стажа, стаж 5 лет и более 10 лет) по вождению транспортных средств. Для оценки их теоретической подготовки (знаний) по оказанию первой помощи были использованы тестовые задания из правил дорожного движения за последний год, модифицированные и разделенные на несколько разделов: неотложные состояния, раны, кровотечения, травмы, ожоги и обморожения. Критериями оценки тестового контроля были следующие: 90-100% - отлично, 75-89% - хорошо, 65-74% - удовлетворительно; меньше 65% неудовлетворительно. Практические навыки оценивались по сформированным чек-листам. К каждой позиции в алгоритме действия были присвоены баллы по которым высчитывалась итоговая оценка. В соответствии с их суммой: 75-83 балла – отлично, 62-74 баллов – хорошо, 54-61 – удовлетворительно, меньше 54 баллов – неудовлетворительно.
Результаты
Результаты исследования показали, что теоретический уровень подготовки был значительно низкий во всех обследуемых группах. Однако процент успеваемости у водителей без стажа знания по вопросам остановки кровотечения и наложения повязок составил 77%, а показатель качества 81%. У исследуемых лиц со стажем более 10 лет процент успеваемости был ниже остальных групп и составил 40% с равномерным распределением по тематическим разделам, а показатель качества – отсутствовал. По чек листам практических умений было выявлено, что водители без стажа максимально набрали 58 баллов, со стажем 5 лет – 45 баллов, а 10 лет и более 20, при этом в группе №1 (водители без стажа) – показатель качества соответствовал – 28%, а у остальных групп составило примерно 10%, т.е на оценку отлично и хорошо отработали навыки единицы.
Осмотр у всех водителей автомобильных аптечек показал: у 57% случаев – соответствие неполное, а у 31% - несоответствуют требованием нормативной базы и только у 12% соответствовала всем требованиям.
Исходя из вышесказанного можно сделать след.выводы:
Выводы:
1)Нормативно – правовая база характеризуется упрощением оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
2)Теоретическая подготовка по знаниям первой помощи водителей без стажа удовлетворительная, в отличие от лиц со стажем 5 и 20 лет, так как первые из них прошли обучение в автошколах в ближайшее время и ознакомлены с изменениями в законодательстве.
3)Практические умения у исследуемых групп противоречат их знаниям, так как основная направленность в подготовке водителя это изучение тестовых заданий правил дорожного движения.
4)Состав аптечек первой помощи у водителей не имел полного соответствия с приказом министерства здравоохранения по комплектации медицинских средств.