Вопросы для подготовки к зачету
1.Регион как объект стратегического управления и планирования.
2.Сущность и значение регионализации экономики страны.
3.Системные элементы региональных структур.
4.Социальный, институциональный и воспроизводственный аспекты функционирования региона как социально-территориальной общности.
5.Региональная политика государства.
6.Принципы и цели государственной региональной политики в социальной и экономической сфере.
7.Типы регионального развития и их основные характеристики.
8.Инструменты государственного воздействия на экономику регионов.
9.Характеристики комплексного экономического прогноза региона.
10.Основные характеристики, специфика и этапы разработки стратегического плана.
Стратегический план развития региона — это управленческий документ, который
содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона.
Подготовка такого документа предусматривает:
• постановку целей развития региона;
• определение путей достижения поставленных целей;
• анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь
успехов;
• разработку методов организации движения по избранным направлениям;
• обоснование рациональных способов использования ресурсов.
11.Структурные элементы и методический инструментарий программно-целевого подхода.
Методический инструментарий программно-целевого подхода включает методы: «дерево целей», балансовые и технико-экономические расчеты, определение приоритетов, разработка вариантов и др., причем как в традиционном, экономико-статистическом, так и в экономико-математическом исполнении.
12.Обоснование стратегии регионального развития.
Стратегия экономического развития регионов – система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.
При анализе качества регионального развития важно применять концепцию теории стадий роста, согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриапьного развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии преобладают перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии к основным отраслям относятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность всесторонне оценить предысторию и перспективу экономического развития того или иного города или региона. Экономическое развитие сегодня представляет собой не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм. Главное – не просто произвести что-то, а произвести, продать, ответив на новый технологический вызов, определить конкурентов, учесть новые запросы потребителей и научиться действовать в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля. В настоящее время в России происходят два противоречивых по направленности процесса: деиндустриализация и рост удельного веса сектора услуг. Первый процесс – падение удельного веса перерабатывающих отраслей, с одновременным укреплением добывающих – является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на доиндустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. Однако, в то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, 22 торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов.
13.Задачи и цели региональной диагностики в рамках разработки стратегических планов.
Предметом анализа являются связи и зависимости экономических явлений и процессов во всем их многообразии. Иными ело вами, диагностика – это определение состояния, выделение проблемных, депрессивных, а также перспективных регионов. Региональная экономическая диагностика позволяет составить содержательный «паспорт» территории, оценить экономический, социальный и экологический потенциал, эффективность его использования; дает возможность получения исчерпывающей информации о состоянии региональных рынков, их емкости, сбалансированности. Рынок всегда носит пространственный характер и может быть подразделен на локальный, региональный, национальный и мировой. Совокупность локальных рынков формирует региональный рынок. Анализ региональных рынков и их взаимодействия позволяет предпринимателям определить сферу приложения капитала, оцепить перспективность развития в том или ином регионе определенных видов деятельности. Предметом диагностики является исследование регионального воспроизводственного процесса, экономических, экологических и социальных проблем развития. Диагностика позволяет определить надежность региональных систем, выявить «болевые точки», узкие места с целью принятия адекватных мер, обоснованных управленческих решений. При этом важно выяснить взаимосвязи, зависимости, которые являются определяющими для развития региона. Это, прежде всего, соотношение между: • спросом и предложением, характеризующее удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах; • источниками формирования и расходами местных бюджетов, как важное условие экономической самостоятельности и обеспечения комплексного развития региона; • наличием трудовых ресурсов и рабочих мест, отражающее возможности рационального использования трудового потенциала; • объемом инвестиций и производственными мощностями строительной индустрии; • концентрацией производства, социальной инфраструктуры и плотностью населения; • темпами роста цен и доходов населения; • объемом экспорта и импорта, ввоза и вывоза. Объектом диагностики являются явления и процессы, связанные с несовершенством экономического механизма управления. Прежде всего, это недостаточный объем полномочий региональных органов управления, в результате чего их влияние на развитие территории в течение многих лет ограничивалось местным хозяйством, которое по своим масштабам и экономическому потенциалу не могло играть решающей роли в региональном воспроизводственном процессе.
Диагностика как наука включает теорию, принципы и методы организации процессов диагноза. В региональной экономической диагностике это, прежде всего, построение системы индикаторов для оценки состояния регионов и измерение значений этих 24 индикаторов с помощью соответствующих методов, инструментов. Диагностика включает также процедуру сбора и обработки информации.
В зависимости от динамических задач диагноза различается диагностика состояния и диагностика процесса. При диагностике состояния необходимо оценить положение региона на данный период. Диагностика процесса связана с определением динамики развития, выявлением генетики объекта, факторов эндогенного и экзогенного характера, влияющих на развитие региона.
Обобщенные данные диагностики служат информационной базой для принятия управленческих решений по достижению устойчивого функционирования регионов, устранению неоправданных различий в уровне жизни населения различных территорий. На их основе разрабатываются планы, прогнозы экономического и социального развития регионов. Диагностическая информация необходима также для банков, инвестиционных компаний, бирж при выработке стратегии размещения капитала и формирования региональных рынков.
14.Основные подходы к диагностированию уровня комплексности хозяйства региона.
15.Особенности методологии регионального прогнозирования.
Методология прогноза. Прогноз социально-экономического развития региона является сложной научной проблемой, которая до настоящего времени не доведена до оптимизации принятия решений на основе макроэкономических математических моделей. В практической работе федеральных и региональных органов чаще всего используется метод бюджетного планирования развития региона на основе следующих принципиальных установок: • целевых задач из предвыборной программы глав администраций регионов; • сложившихся пропорций в развитии отраслей народного хозяйства; • необходимости вывода «из провала» наиболее отсталых отраслей экономики; • социальных нормативов качества жизни населения; • достигнутых показателей развитых регионов России («доноров»); • уровней исполнения бюджета региона за предыдущий год; • расчетных значений доходной части бюджета; • постановлений, запросов и наказов законодательных органов (Собрания, Думы); • предложений региональных министерств, прежде всего социальной сферы; • результатов выполнения целевых комплексных программ; • состояния политической и общественной жизни региона. Цель прогнозирования заключается в научном обосновании планов социального и экономического развития региона на основе постановки глобальных целей социальных нормативов качества жизни населения и выбора рациональных вариантов исходя из имеющихся ресурсов. 6 Методология прогнозирования. Для разработки прогноза развития региона применяются следующие методы исследования: системный анализ, целевое планирование, экономический анализ, статистические методы, межотраслевой баланс, теория прогнозирования, метод экспертных оценок, макроэкономическое планирование, теория принятия решений, стратегическое планирование, теория человековедения, теория мотивации и потребностей. Классификация прогнозов показана на рис. 4.
Рис. .4. Схема классификации прогнозов Научная новизна подхода к прогнозированию развития региона заключается в: - постановке долгосрочных целей развития региона на основе достижения материального благосостояния и всестороннего развития -личности граждан; - определении альтернативных путей достижения целей с помощью социальных нормативов качества жизни населения (критериев); - разработке целевых комплексных программ по устранению диспропорций отдельных отраслей народного хозяйства и их экономическом обосновании; - возможности научного обоснования планов социального и экономического развития региона и их оптимизации по времени и наличным ресурсам «время - стоимость». Период прогноза. В существующей практике прогнозирования применяются: глобальные прогнозы (от 50 до 200 лет); долгосрочные прогнозы (от 25 до 50 лет); среднесрочные прогнозы (от 5 до 25 лет); краткосрочные прогнозы (от 1 года до 5 лет). Руководством региона выбирается период прогноза разработки стратегии социально-экономического развития региона. В настоящее время доминируют краткосрочные прогнозы (на 1-5 лет), период которых определяется временем избрания главы региона. Решить стратегические задачи развития региона и улучшения 7 качества жизни населения в эти сроки весьма проблематично. Поэтому наиболее предпочтительными выглядят среднесрочные прогнозы, которые позволяют реально улучшить качество жизни населения следующего поколения, т.е. до 25 лет. На заключительных этапах разработки стратегического плана региона особое внимание уделяется следующим разделам. Расчет потребности в ресурсах и инвестициях. Исходя из поставленных стратегических идей развития и инновационных проектов выполняются технико- экономические расчеты необходимых ресурсов (трудовых, материальных, технических, энергетических), а расчет финансовых ресурсов определяет потребности в инвестициях. Составление сметы доходов и расходов («бюджета»). Прогнозирование социально- экономического развития и расчет потребности в ресурсах создают научную основу планирования бюджета региона на среднесрочную перспективу. В основе этого сложного процесса должна быть экономико-математическая модель оптимизации бюджета по критерию качества жизни населения региона. Разработка целевых комплексных программ (ЦКП). Это ключевой раздел стратегического плана и важнейший инструмент его реализации по годам планового периода. После разработки всех разделов стратегического плана должна быть предусмотрена общественная экспертиза плана с участием руководителей администрации, ученых, представителей общественности и СМИ. По результатам экспертизы осуществляется доработка стратегического плана, а затем его рассмотрение и утверждение законодательным органом региона (Собранием, Комитетом, Думой).
16.Стратегическое планирование развития региона.
Стратегическое планирование – это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды, определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития.
Цель разработки стратегии развития региона заключается в поиске источников эффективности и повышения социально-экономического развития региона на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан. Разработка стратегического плана развития региона является сложной научно- практической задачей, которая может быть решена совместными усилиями высшего руководства региона и крупных ученых в области регионального управления. С позиции системного подхода регион как объект стратегического управления можно рассмотреть как совокупность шести взаимосвязанных макроподсистем: - региональное хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность региона; —производственная сфера, в которую входят все отрасли материального производства (кроме АПК), производящие валовой региональный продукт; —агропромышленный комплекс, включающий сельское и лесное хозяйство, территорию и природные ресурсы как источник регионального богатства; —социальная сфера, в состав которой входят все отрасли воспроизводства и духовного развития населения региона; —финансово-экономическая сфера, обеспечивающая макроэкономические пропорции, финансовые связи отраслей региона в виде бюджета региона; —управленческая сфера, включающая совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в регионе. Стратегическое планирование региона Расчет качества жизни Формирован ие целей и критериев Ранжирован ие проблем Анализ внешней и внутренней среды региона Разработка стратегическ их идей развития Оценка конкурентных преимуществ Прогноз социально- экономическо го развития Разработка стратегий конкуренции Выбор альтернативн ых вариантов развития Расчет потребности в ресурсах Составление сметы доходов и расходов (бюджета) 2 В состав каждой сферы входят 4-8 подсистем региона, выделенные по признаку отрасли народного хозяйства (промышленность, транспорт, торговля, образование, культура и т.п.) или предмету управления (экономика, финансы, инвестиции, персонал, рыночные институты и т.п.).
17.Зарубежный опыт стратегического планирования развития локальных территориальных образований и отдельных регионов.
18.«Региональный Форсайт» как инструмент перспективного развития регионов.
19.SWOT-анализ в стратегическом планировании
20.Проблемы формирования стратегических планов социально-экономического развития регионов.
21.Нормативно-правовое обеспечение разработки концепции социально-экономического развития региона
22.Стратегическое планирование развития системы образования в РФ.
23.Стратегическое планирование развития культуры.
24.Стратегическое развитие системы здравоохранения.
Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.
1. Общие положения
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития
Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно
являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования
здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется
основными системообразующими факторами:
- совершенствованием организационной системы,
позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание
качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации
(в рамках государственных гарантий);
- развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения
здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и
технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных
подходов и принципа стандартизации;
- наличием достаточного количества подготовленных
медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед
здравоохранением Российской Федерации.
Указанные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими,
в связи с чем модернизация здравоохранения требует гармоничного развития
каждого из них и всей системы в целом.
Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020
года представляет собой анализ состояния здравоохранения в Российской
Федерации, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на
основе применения системного подхода.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права
в области здравоохранения и с учетом отечественного и зарубежного опыта.
25.Стратегическое планирование развития жилищно-коммунального хозяйства.
Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", целевыми показателями и задачами, определенными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Стратегия разработана в целях: определения основных приоритетов, среднесрочных целей и задач государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства; формирования у участников правоотношений в сфере жилищно- коммунального хозяйства, инвесторов, потребителей ресурсов и жилищно- коммунальных услуг единых ориентиров и ожиданий относительно направлений и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства; определения основных мер и мероприятий, направленных на достижение намеченных целей. Реализация Стратегии зависит от макроэкономической конъюнктуры, включая динамику цен, процентных ставок по кредитам, уровня доходов населения, а также от социальных и политических факторов, региональных и местных социально-экономических условий и особенностей. 2 Ключевыми направлениями Стратегии являются: формирование активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах, обладающих всеми правами на принятие решений относительно своего дома и реальными возможностями реализации этих прав, а также определенным уровнем ответственности за принимаемые решения; развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства; совершенствование системы отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах, управляющими организациями и ресуроснабжающими организациями; повышение энергетической эффективности отрасли. К сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесены такие основные направления, как: осуществление деятельности, направленной на улучшение условий проживания граждан в жилищном фонде, включающей в себя управление многоквартирными домами, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в том числе модернизацию лифтового оборудования, а также переселение граждан из аварийного жилищного фонда; осуществление регулируемых видов деятельности в сфере поставки коммунальных ресурсов (предоставления коммунальных услуг) (вопросы электроснабжения и газоснабжения рассматриваются в иных документах стратегического планирования), включающих в себя холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, теплоснабжение, а также обращение с твердыми коммунальными отходами; ведение государственной информационной системы жилищно- коммунального хозяйства, включающей в себя такие сферы, как социальная политика, кадровая политика, а также общественный контроль. Стратегия в качестве приоритетов развития отрасли жилищно- коммунального хозяйства определяет: предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг потребителям в целях обеспечения гражданам комфортных условий проживания; наличие баланса интересов различных участников сферы жилищно- коммунального хозяйства. 3 Права, законные интересы и обязанности всех участников сферы жилищно-коммунального хозяйства (ресурсоснабжающих организаций, потребителей, лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами или оказывающих услуги (выполняющих работы) по текущему содержанию общего имущества в многоквартирном доме) должны быть ясно сформулированы и обеспечивать учет и развитие интересов всех участников правоотношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Необходимо создать экономические предпосылки для стабильной деятельности каждого такого участника, позволяющие ему вести безубыточную деятельность при соблюдении требований законодательства Российской Федерации; обеспечение экологичности (охрана и защита окружающей среды, развитие и использование альтернативных источников энергии, бережное отношение к коммунальным ресурсам, повышение стандартов энергетической эффективности). Стратегия является основой для разработки Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года.
26.Стратегическое планирование уровня жизни населения
Стратегическое планирование уровня жизни в Российской Федерации осуществляется в настоящее время в форме разработки соответствующих разделов прогнозов социально-экономического развития страны, комплексных программ Правительства РФ по развитию национальной экономики, а также федеральных целевых комплексных программ, предусматривающих решение узловых проблем, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.
В процессе разработки прогнозов уровня жизни, комплексных и локальных федеральных целевых программ используется целая система показателей, состоящая из трех групп.
В первую группу входят
синтетические показатели уровня жизни.
К ним относят:
1) показатели, характеризующие уровень удовлетворения потребностей, связанных с поддержанием жизни (коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения в целом и его отдельных социальных групп;
2) показатели уровня удовлетворения потребностей по сохранению и защите здоровья (смертность, продолжительность жизни, заболеваемость;
3) показатели удовлетворения потребностей населения в труде (занятость экономически активного населения, продолжительность рабочей недели, уровень безработицы и ее структура, доля неквалифицированного и тяжелого труда и т.д.);
4) показатели, характеризующие удовлетворение потребностей в развитии личности российских граждан (численность населения имеющего различные уровни образования, доля времени на культурную деятельность в структуре свободного времени, доля средств расходуемых на образование и культуру в федеральном бюджете, в совокупных расходах населения);
5) показатели, характеризующие состояние окружающей среды;
6) показатели уровня и качества обеспеченности жильем (общая площадь жилья в расчете на 1 человека, число членов семьи на одно жилое помещение, федеральные стандарты социальной нормы площади жилья);
7) душевые показатели: производство ВВП, ВНП, НД; общих и конечных доходов домашних хозяйств; фактического конечного потребления домашних хозяйств материальных товаров и нематериальных услуг, расходов домашних хозяйств на конечное потребление материальных товаров, фактического конечного потребления домашними хозяйствами материальных товаров).
Во вторую группу входят натуральные показатели
,
измеряющие объемы потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, прожиточный минимум, число перевезенных пассажиров различными видами транспорта и т.д.).
Третью группу составляют показатели, выражающие пропорции
и структуру распределения благосостояния
(распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребление и др.).
В условиях рыночного хозяйства уровень жизни населения зависит от объема доходов, получаемых им за работу по найму, от коммерческой деятельности, от собственности, от работы в семейном хозяйстве, а также социальных выплат из федерального и местного бюджетов.
Все доходы получаемые населением страны могут быть охарактеризованы следующими тремя важными категориями:
а) номинальные доходы;
б) реальные доходы;
в) реально используемые (конечные) доходы.
Подноминальными доходами
понимают ту часть ВВП, ВНП или НД на которую население имеет право в результате осуществления каких-либо видов деятельности, приносящих доход, а также причитающиеся ему доходы в форме государственных трансфертов
(пенсии, стипендии, проценты по государственному долгу), социальных трансфертов
(выплаты из фондов социального страхования), трансфертов между организациями
(одни фирмы получают дивиденды от других фирм), некоммерческих трансфертов (спонсорские отчисления). Они включают в себя совокупность денежных, натуральных и косвенных доходов населения. Таким образом,в состав номинальных доходов включаются:
а) денежные доходы,
получаемые населением от государственных, общественных, кооперативных, частных предприятий, учреждений, организаций и фермерских хозяйств (доходы, облагаемые налогами показываются в суммах до вычета налогов). Общая сумма номинальных денежных доходов населения за отчетный год определяется на основе данных бюджетных обследований, проводимых Госкомстатом России, отчетных балансов денежных доходов и расходов населения, а на перспективу — на основе укрупненных расчетов прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения и оценок экспертов;
б) натуральные доходы,
получаемые от семейного хозяйства, фермерского хозяйства, от предприятий и организаций различных форм собственности. Они определяются по данным СНС (системы национальных счетов) отчетных и прогнозных расчетов показателей межотраслевого баланса производства и распределения продукции и услуг (отчетного и прогнозного);
27.Система показателей уровня жизни. Методы прогнозирования уровня доходов населения.
28.Определение величины прожиточного минимума. Расчет прожиточного минимума в Российской Федерации.
29.Стратегическое планирование воспроизводства населения
30.Разработка демографических прогнозов.
Разработка демографических прогнозов происходит в несколько стадий.
Первая стадия – аналитическая. Ее содержание – анализ демографической ситуации в стране, регионах на начало прогнозируемого периода, оценка демографических результатов развития общества за истекший период, сопоставление их с прогнозными значениями показателей, выявление диспропорций и негативных тенденций, возникших в демографическом развитии страны.
Вторая стадия – целевая. На этой стадии обосновывается состав целей демографического прогноза. В составе целей выделяются по характеру их возникновения две группы целей.
1-ая группа – это цели, достижение которых представляет собой решение тех проблем, которые возникли в демографическом развитии страны истекшего периода.
2-ая группа целей – это цели, достижение которых предопределено изменением демографических условий в прогнозируемом периоде, характером тех требований, которые предъявит развитие экономики и социальной сферы к демографической ситуации страны в прогнозном периоде.
Третья стадия – расчетная. Ее содержание заключается в обосновании системы прогнозных показателей: численности населения, естественного прироста, структуры населения (половозрастной, территориальной, образовательной) и др.
Демографические прогнозы разрабатываются
на различные периоды времени:
-краткосрочные – на период от 1 до 10 лет;
-среднесрочные – от 10 до 25 лет;
-долгосрочные – от 25 до 50 лет;
-сверхдолгосрочные – свыше 50 лет.
С увеличением срока прогнозирования точность прогнозов снижается. По оценкам специалистов-демографов, наибольшую практическую ценность имеют прогнозы разрабатываемые на период до 20 лет.
Однако велика потребность и в разработке прогнозов с временным горизонтом свыше 20 лет, несмотря на их снижающуюся достоверность.
Она определяется тем, что для управления, регулирования экономическими и социальными процессами в стране, такими, как оптимизация размещения производительных сил, разработка генеральных схем развития городов, регионов, рационализация использования природных, трудовых ресурсов требуется информация, которая может содержаться только в долгосрочных демографических прогнозах.
Варианты демографических прогнозов отражают возможное влияние экономических, социальных, экологических, внешнеэкономических, внутриполитических и других факторов на демографическую ситуацию в стране.
Выделяют следующие основные варианты демографических прогнозов: минимальный, максимальный, средний, наиболее вероятный. Их совокупность отражает возможные основные тендеции демографического развития. Максимальный и минимальный варианты определяют границы демографическго развития. Наиболее вероятный прогноз является основным ориентиром для обоснования управленческих решений на федеральном и региональном уровнях.
31.Регулирование и стратегическое планирование занятости
В реализации долгосрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 годы среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально - экономическим развитием общества» [24], особое значение приобретают вопросы:
- уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик;
- формирование инновационной экономики, которое означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности;
- формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства.
Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи - созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.
В новых условиях государственная политика занятости должна быть еще более тесно взаимосвязана с общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ.
Для регулирования занятости государство предпринимает следующие действия:
- в период массовой безработицы сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели;
- рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости);
- досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года.
- создает новые рабочие места и организует общественные работы, особенно для хронически безработных и молодежи.
Реализация государственной политики занятости населения также должна осуществляется по таким основным направлениям, как:
- создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных. Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный;
- создание условий со стороны государства для самозанятости населения. В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.
- обучение, переобучение и повышение квалификации кадров;
- поощрение территориальной мобильности рабочей силы;
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
- регулирование международных потоков рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами.
Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.
Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повседневное внедрение современных методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице.
Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости населения является прежде всего стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. Основными формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития.
Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан.
32.Основные формы стратегического планирования занятости населения в РФ.
33.Прогнозирования рынка труда. Равновесные и неравновесные модели прогнозирования.
34.Стратегическое планирование производственной сферы региона
35.Стратегическое планирование научно-технического прогресса
Прогнозирование и стратегическое планирование инновационно- технологического развития России. Необходимо разрабатывать долгосрочные прогнозы инновационно-технологического развития России с учетом мировых технологий. Такой прогноз на период до 2030 г. разработан Институтом экономических стратегий, Международным институтом Питирима Сорокина — Николая Кондратьева и Российской академией государственной службы при Президенте РФ1 . Прогноз подготовлен в двух сценариях — инерционном и инновационно-прорывном. Представляется необходимым осуществлять в порядке государственного заказа разработку и публикацию долгосрочных прогнозов научно-технического и инновационно-технологического развития России на 25-30 лет с учетом мировых тенденций (каждые 4-5 лет уточняя и продлевая горизонт прогноза). Реализация стратегических приоритетов может осуществляться на основе национальных программ и проектов, предусматривающих концентрацию ресурсов государства и бизнеса на прорывных направлениях инновационного развития.
36.Процесс формирования научно-технической программы.
Этап анализа. Сначала необходимо четко определить:
a) конечные цели;
b) сроки и последовательность выполнения;
c) используемые материальные, финансовые и трудовые ресурсы;
d) роль государственных и коммерческих структур;
e) соотношение и типы методов государственного и рыночного воздействия;
f) характер связей с внешним миром;
g) степень и характер увязки в цепочке "центр - отрасль - регион”;
h) значимость (место) в общей программе;
i) степень воздействия на экономику и окружающую среду.
Этап анализа очень важен. Качеством его проведения определяется в значительной мере успех или неуспех реализации программы. Этап анализа может потребовать значительных затрат сил и применения различных методов.
2. Этап разработки стратегии. На основе анализа определяется место конкретных задач в общей программе. Выбираются адекватные методы государственного воздействия (поддержки) (прямого, косвенного, внутри- и внешнеэкономического). Необходимо учитывать возможности применения различных методов государственного регулирования и возможности их изменения по ходу выполнения программы. Особое внимание уделяется правовому обеспечению выполнения программ, деятельности и взаимодействию государственных и рыночных структур, прав собственности на результаты научно-технической деятельности.
Следующие 3 и 4 этапы выполняются параллельно.
3. Этап координации. Согласовываются:
a) элементы системы "центр - отрасль - регион”;
b) деятельность государственных и рыночных структур (малых и крупных);
c) взаимоотношения государства с финансовыми и банковскими структурами;
d) участие в выполнении программ российских и зарубежных юридических лиц;
e) источники финансирования (государственных средств, с одной стороны, и коммерческих фондов, ассоциаций, банков и бирж с другой);
f) законодательные экономические и правовые положения.
4. Этап контроля включает:
a) оценку сроков и результативности выполнения подпрограмм;
b) возможную корректировку дальнейшего хода работы;
c) соизмерение затрат и результатов научно-технической деятельности;
d) проведение экспертизы как отдельных проектов, так и их частей;
e) обеспечение отечественной безопасности и предотвращение утечки ценных идей и "мозгов”;
f) гарантирование прав собственности на интеллектуальные, научно-технические продукты.
В процессе реализации конкретных программ задачи и этапы конкретизируются, и общие черты дополняются особенностями, которые следует учитывать
37.Финансирование научно-технических программ в РФ.
Финансовое обеспечениенаучной и (или) научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.
Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. В целях содействия инициативным проектам научных исследований, отбираемым на конкурсной основе Правительством РФ, создаются федеральные фонды поддержки научной (научно-технической) деятельности. Эти фонды создаются в форме учреждений, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
В порядке долевого участия субъектов хозяйствования могут финансироваться научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новой техники и технологии двойного применения.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в соответствии с законами субъектов Российской Федерации финансировать осуществление региональных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе создание и деятельность государственных научных организаций субъектов Российской Федерации.
Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется государством на основе сочетания финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно-технических программ и проектов.
В Российской Федерации действуют государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности. В федеральных органах исполнительной власти и коммерческих организациях могут создаваться внебюджетные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
38.Стратегическое планирование состояния природной среды в РФ
Стратегическое планирование природопользования имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой этого объекта планирования:
1) Объектом планирования являются результаты взаимодействия общественно-производственных и природных процессов.
2) Стратегическое планирование природопользования заключается в многообразии средств воздействия на природу и последствий их применения.
3) Преимущественно региональный характер этой сферы стратегического планирования.
4) Необходимость учета социальных эффектов от загрязнения среды как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Ближайшие во времени и более точно предсказанные социальные последствия загрязнения могут быть учтены в стратегическом планировании на основе подсчета экономических потерь от загрязнения. Более сложная задача – проблема учета долгосрочных и труднопредсказуемых эффектовзагрязнения окружающей среды– глобальное изменение климата, генетические последствия загрязнений и т. д.
5) Стратегическое планирование природопользования предполагает использование методов системного анализа и разработку программ федерального и регионального уровней.
Системный анализ и синтез предназначены в стратегическом планировании для того, чтобы:
1) определить меру взаимосвязи между природной средой и экономикой;
2) оценить состояние производственных систем;
3) определить степень исчерпаемости и восстановимости природных ресурсов;
4) определить структуру загрязнения по производственным и территориальным системам.
Разработками эколого-экономических прогнозов устанавливаются возможные будущие побочные эффекты, которые появятся в результате реализации крупных экономических проектов. Должно быть определено, как реализация крупных проектов отразится на человеке, обществе и окружающей их среде.
Прогнозы и стратегические программы в РФ охватывают следующие компоненты природной среды: 1) водные ресурсы; 2) атмосферный воздух; 3)земельные ресурсы; 4) лесные ресурсы; 5) рыбные запасы; 6) минеральное сырье; 7) заповедники и национальные парки.
39.Особенности стратегического планирования природопользования.
40.Методы стратегического планирования природоохранных мероприятий.
41.Стратегические программы охраны и рационального использования природных ресурсов в РФ
Во исполнение пункта 22 Плана мероприятий Минприроды России по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.12.2009 №428, постановлением Правительства Ростовской области от 16.08.2012 №779 утверждена областная долгосрочная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области в 2013–2020 годах», предполагающая реализацию мероприятий, направленных на решение первоочередных проблем водохозяйственного комплекса Ростовской области, связанных с расчисткой рек, обеспечением безопасности гидротехнических сооружений и укреплением берегов, а также ведением мониторинга водных объектов. Аналогичные мероприятия реализуются в рамках государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 595.
Вопросы сокращения объемов загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами, планируется решать в рамках областной долгосрочной целевой программы «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области» на 2012–2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15.02.2012 №106, а также государственной программы Ростовской области «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 №603, и мероприятий, осуществляемых водопользователями.
42.Регулирование и стратегическое планирование инфраструктуры народного хозяйства
43.Стратегическое планирование процессов формирования и использования финансовых ресурсов региона
44.Стратегическое планирование процессов формирования межрегиональных и внешнеэкономических связей в РФ.