Главная Контакты В избранное
  • Курсовая работа "особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте"

    АвторАвтор: student  Опубликовано: 24-02-2014, 19:32  Комментариев: (0)

    СКАЧАТЬ:  1377518326_kursovaya.zip [85,99 Kb] (cкачиваний: 430)   



    Содержание

    Введение

    Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей проявления агрессивности в подростковом возрасте

    1.1 Психолого-педагогические основы понятия агрессивность

    1.2 Особенности подросткового возраста

    1.3 Причины и особенности проявления агрессивности у подростков

    Глава 2. Исследование агрессивности в подростковом возрасте.

    2.1 Организация и методы исследования

    2.2 Анализ результатов исследования

    2.3 Практические рекомендации для родителей по снятию агрессивного состояния

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Одной из основных проблем современного общества является высокий уровень агрессивности и насилия. Этой проблеме уделено немало исследований, причем зачастую агрессия человека и животных уравнивается по своей природе. Но человеку свойственно более изощренное проявление жестокости.

    Нередко агрессивность связана с так называемой дифиницитарной мотивацией, определяемой недостатком или отсутствием тех или иных предметов и состояний. Недостаток чего-либо порождает состояние психики, в котором человек не может контролировать свои эмоции. Чаще всего агрессия выходит наружу тогда, когда личность не в состоянии интеллектуально разрешить стоящую перед ним проблему.

    Подростковый возраст является трудным, возникает множество сложностей, в том числе, значительный рост насилия и агрессии в повседневной жизни. Появилась необходимость исследовать, чем обусловлена данная проблема, действие каких факторов оказывает наибольшее влияние, для того чтобы предупредить и искоренить ее.

    Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях, например алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

    Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. Считается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст. Важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

    Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность.

    Разработкой проблемы проявления агрессивности в подростковом возрасте занимались многие ученые: Ардри, Гартман, Крис, Лоренц, Моррис, Фрейд, Фромм, Юнг и др. За последние годы психологами и педагогами был выполнен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков.

    Объект исследования: агрессивность.

    Предмет исследования: особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте.

    Цель исследования: изучить особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте.

    Задачи исследования:

    1.Провести теоретической анализ литературы по проблемам особенностей проявления агрессивности в подростковом возрасте, агрессивности.

    2.Подбор методического инструментария и диагностического материала для исследования особенностей проявления агрессивности в подростковом возрасте.

    3.Экспериментальное исследование проблемы проявления агрессивности в подростковом возрасте.

    4.Составление рекомендаций.

    В работе использовались следующие методы:

    1.Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

    2.Эмпирические: тест.

    3.Методы обработки данных: количественный и качественный анализ.

    Глава 1.Теоретический анализ проблемы особенностей проявления агрессивности в подростковом возрасте

    1.1 Психолого-педагогические основы понятия агрессивность

    Для психолого-педагогической науки вопрос о природе агрессивности имеет особое значение, поскольку от ответа на него зависит выбор способов гуманизации общества посредством воспитательных воздействий.

    Существует три основных подхода в объяснении природы агрессивности.

    Первый объединяет теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное инстинктивное свойство человека.

    В рамках второго подхода (отчасти перекликающегося с первым) агрессия описывается как поведенческая реакция на фрустрацию.

    Третий составляют концепцию, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения.

    Рассмотрим эти положения отдельно.

    Первый подход. Психоэнергетическая модель. Основоположником является З.Фрейд. (Разрушительные влечения). Вот уже более ста лет его теория является предметом больших споров, благодаря этому агрессия и агрессивность превратились из темы рассуждений в объект научного анализа. Фрейд считал, что в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти.

    Либидо рассматривается как стремление, связанное с потребностью любить, заботиться, иметь близость с кем-то. Второй несет в себе энергию разрушения, приводить все живое в состояние безжизненности. Это злоба, ненависть.

    Взгляды З. Фрейда разделялись и другими учеными. Например, К.Лоренц, который утверждал, что агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции выживания и адаптации человека. Но стремительное развитие научно-технической мысли и прогресс привели к замедлению тормозных механизмов агрессии, что влечет к периодическому внешнему выражению агрессии, чтобы не произошла вспышка неконтролируемого поведения (принцип парового котла).

    Однако большинство психологов не разделяют такого взгляда на человеческое поведение. Во-первых, ими не отрицается, что агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни, но осуждается ограниченность представлений о природе человека как о чем-то неизменном.

    Во-вторых, является ли агрессия инстинктом, или же она поставляет энергию, позволяющую «Я» эффективно использовать принцип реальности, преодолев препятствия на пути к удовлетворению влечений. Поэтому считается, что агрессивность – это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или самому себе, и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты.

    Агрессия – является механизмом, благодаря которому эти инстинктивные тенденции направляются на другой объект, и в первую очередь на людей с целью их покорения или завоевания.

    Далее многие психоаналитики отошли от фрейдовских всех агрессивности и стали рассматривать и биологическую, и социальную сторону агрессивности. Например, по А.Адлеру, агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим деятельность.

    Универсальным свойством живой материи Адлер считает соревновательность, борьба за первенство, стремление к превосходству.

    Более того по Адлеру, всякая агрессия (ответная) является реакцией человека (сознательная и бессознательная) на принуждение, т.к. каждый человек хочет ощущать себя субъектом, а не объектом [8, с.7].

    Э.Фромм выделил два различных вида агрессии. Это оборонительная – «доброкачественная», служит для выживания человека и затухает при исчезновении угрозы жизни; и «злокачественная» агрессия – жестокость, которая свойственна только человеку и определяется различными психологическими и социальными факторами.

    Неутоленные нужды

    Фрустрационная теория (гомеостатическая модель). Эта теория – противовес теории влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный процесс, а не эволюционный. Основоположником является Дж.Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию – попытка преодолеть препятствия на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

    Эта теория утверждает, что агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Отсюда идет схема «фрустрация – агрессия», которая базируется на четырех понятиях: агрессивность, фрустрация, торможение и замещение.

    Агрессия – намерение навредить другому своими действиями, как «акт целенаправленный».

    Фрустрация – возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Ее величина зависит от силы мотивации, значительности препятствий и количества целенаправленных действия (попыток).

    Например, родитель – аккуратист приучает своего ребенка к чистоте, но это ни к чему не приводит, кроме состояния фрустрации у родителя, что ведет к выговору и наказанию ребенка.

    Торможение – это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий (прямо пропорционально силе ожидаемого наказания). Например, если ребенок получил плохую отметку в школе, то по внешней активности и настроению ребенка родитель это определит, т.к. ребенка ждет наказание. Что в свою очередь может вызвать дополнительную фрустрацию от ребенка.

    Замещение – это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации. Например, оскорбленный родителями старший брат бьет младшего невинного.

    Одна из идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса («очищение эмоций») – это процесс очищения от накопившихся эмоций, который приводит к снижению уровня напряжения, что ведет к облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к агрессии.

    Эта теория так же получила замечания в свой адрес. Критика пришлась на схему «фрустрация – агрессия». Было замечено, что люди могут испытывать фрустрацию, но не ведут себя агрессивно, и наоборот [9, с.11].

    Однако Л. Берковиту высказал свое мнение. Во-первых, он ввел новую дополнительную переменную, характеризующую возможные переживания, возникшие в результате фрустрации – гнев как эмоциональную реакцию на фрустрационный раздражитель.

    Во-вторых, он признает, что агрессия не всегда является реакцией на фрустрацию и может подавляться.

    Он ввел три поправки в схему «фрустрация – агрессия»:

    а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;

    б) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;

    в) выход из фрустрационной ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к ним.

    С.Розенцвейг выделил три типа причин, вызывающих фрустрацию:

    1) лишение – отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворение потребности. Например, человек хочет есть, а еды нет.

    2) потери – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющие потребности. Например, смерть близкого.

    3) конфликт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений. Например, мужчина не может соблазнить любимую женщину, т.к. это блокируется представлением о том, что было бы если бы соблазнили его мать, сестру.

    В более поздних работах отмечается, что при фрустрации личность реагирует целым комплексом защитных реакций, из которых лишь одна играет ведущую роль. Это может быть уход, например, сопровождающийся символическим агрессивным действием (например, уйти, хлопнув дверью) [7, с.217].

    Дурное влияние

    Теория социального научения (бихевиоральная модель)

    Эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального подкрепления.

    Теория социального научения – это изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Образец рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование отношений или способа действий человека, вследствие чего уделяется большое внимание родителей на обучение детей агрессивному поведению (агрессивные родители – агрессивные дети).

    Эта теория утверждает, что чем чаще человек испытывает агрессивные действия, тем совершенней становятся эти действия.

    Большое значение имеет успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силы и мотивации, а неуспех – силу тенденции торможения.

    Другим важным элементом является социальное подкрепление – действие, вызванное усилить определенную реакцию (словесные или несловесные обращения – похвалы, выговор, улыбка, жесты любви).

    Различают две формы подкреплений:

    1) положительное подкрепление – это любой стимул, который следит за реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне;

    2) отрицательное подкрепление – это стимул, устранение которого усиливает реакцию.

    Существует и множество способов подкрепления, к наиболее распространенным относятся поощрение и наказание.

    1) если вслед за реакцией ребенка положительно подкрепляющее средство, то результат – положительное поощрение. Например, похвала за пятерку;

    2) если положительное подкрепление устраняется после реакции ребенка, то результат – отрицательное наказание (за пятерку нет похвалы);

    3) если за реакцию следует отрицательное подкрепление, то положительное наказание. Например, подросток испытывает недостаточное внимание и совершает кражу, то от родителей – трепка, а трепка – это положительное наказание, т.е. он привлек внимание родителей;

    4) если отрицательное подкрепление устраняется после реакции, то результат отрицательное поощрение. Например, ученик, который плохо учится, в третьей четверти «поднялся», а учитель не похвалил, но и не отругал его, отсюда отказ от критики рассматривается ребенком как поощрение [8, с.4].

    Что касается исследовательской проблемы, то существует доказательство того, что если ребенок ведет себя агрессивно и при этом получает положительное подкрепление, то вероятность его агрессии в будущем возрастет, что в конце концов сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители, а могут развивать низкую степень враждебности [4, с.11].

    В настоящее время теория социального научения является одной из наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения, его объяснении и коррекции.

    При всей несхожести разных подходов, все они подводят к важному практическому выводу: формирующуюся личность необходимо научить терпимому, благожелательному, гуманному отношению к людям. Если этого не делать, то обижать людей человек легко научится сам [4, стр.53].

    Таким образом, существует три основных подхода в объяснении природы агрессивности.

    Первый объединяет теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное инстинктивное свойство человека.

    В рамках второго подхода (отчасти перекликающегося с первым) агрессия описывается как поведенческая реакция на фрустрацию.

    Третий составляют концепцию, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения.

    В настоящее время одной из наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения, его объяснении и коррекции является теория социального научения.

    Эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального подкрепления.

     

    1.2 Особенности подросткового возраста

    Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

    Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психо­логическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Под­росток начинает быстро расти — темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной тка­ни, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерны­ми являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.

    Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эст­рогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня над-почечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные из­менения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

    В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая кон­центрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблем­ное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.

    Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей дея­тельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продук­тивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, тео­ретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принима­ет постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

    В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на буду­щее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подрос­ток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, при­спосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

    Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.

    Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадек­ватная самооценка, чаще всего заниженная.

    В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда прохо­дит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негати­визм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возни­кающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порож­дает чувство одиночества и подавленности.

    Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возни­кающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собст­венных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем взаимоотно­шения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.

    Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ре­бенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизнен­ный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уни­кальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

     

    1.3Причины и специфика проявления агрессивности у подростков

    Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды.

    Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу "шумов", глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы. [15, стр.38]

    Личность ребёнка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми.

    Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопрекиволи окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

    Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.

    Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое подростками чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям. Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества "лишнего времени". Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых "острых ощущений ".Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости. [10, стр.141]

    Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Исследователями установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень негативизма. Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.

    Таким образом, в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Личность ребёнка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях формирующих личность, является семья.

     

    Выводы по главе 1

     

    1 Теория социального научения – это изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

     

    2 Подростковый возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психо­логическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма.

    Гормональные из­менения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

    У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблем­ное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения.

    3 Личность ребёнка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков.

    Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.

    Глава 2. Исследование агрессивности в подростковом возрасте.

    2.1 Организация и методы исследования

    Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее ведет к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации, и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

    В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

    Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональным переживаниями: гнев, враждебность). В практике психологов более интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций.

    Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. [17]

    Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. А.Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятие агрессии и враждебности и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций [1, с.140]:

    1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

    2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

    3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

    4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

    5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

    6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

    7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

    8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

    Вопросник состоит из 75 утверждений, на который испытуемый отвечает "да" или "нет". (См. Приложение 1.). При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:

    1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

    2. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

    Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

    1. Физическая агрессия:

    "да"=1, "нет"=0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 и

    "нет"=1, 2да"=0 - 9 и 7 утверждения.

    2. Косвенная:

    "да"=1, "нет"=0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и

    "нет"=1, "да"=0 - 26 и 49.

    3. Раздражение:

    "да"=1, "нет"=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и

    "нет"=1, "да"=0 - 11, 35, 69.

    4. Негативизм:

    "да"=1, "нет"=0: 4, 12, 20, 28 и

    "нет"=1, "да"=0 - 36.

    5. Обида:

    "да"=1, "нет"=0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

    6. Подозрительность:

    "да"=1, "нет"=0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и

    "нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.

    7. Вербальная агрессия:

    "да"=1, "нет"=0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 и

    "нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.

    8. Чувство вины:

    "да"=1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54 61 67.

    Используя данную методику, следует помнить о том, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности.

     

    2.2 Анализ результатов исследования

    В исследовании участвовали подростки 8 – 9 классов общеобразовательной школы № г. Бузулук в количестве 15 человек. 8 девочек и 7 мальчиков. Для выявления уровня агрессии у мальчиков и девочек был использован тест Баса – Дарки [17].

    Таблица 1

    Диагностика состояния агрессии у подростков Баса – Дарки

    Шкала агрессии

    Кол-во подростков

    Девочки 8 человек

    Мальчики 7 человек

    в %

    в %

    № п/п

    15 человек

    Низкий уровень

    Средний уровень

    Высокий уровень

    Низкий уровень

    Средний уровень

    Высокий уровень

    Физическая агрессия

     

    4

    50%

    3

    37,5%

    1

    12,5%

    1

    14%

    2

    29%

    4

    57%

    Косвенная

     

    3

    37,5%

    1

    12,5%

    4

    50%

    2

    29%

    4

    57%

    1

    14%

    Раздражение

     

     

    3

    37,5%

    4

    50%

    1

    12,5%

    1

    14%

    2

    29%

    4

    57%

    Негативизм

     

    3

    37,5%

    1

    12,5%

    4

    50%

    1

    14%

     

    1

    14%

    5

    72%

    Обида

     

    4

    50%

    3

    37,5%

     

    1

    12,5%

    2

    28,5%

    2

    28,5%

    3

    43%

    Подозрительность

     

    1

    12,5%

    4

    37,5%

    3

    50%

    2

    28,5%

    2

    28,5%

    3

    43%

    Вербальная агрессия

     

    1

    12,5%

    2

    25%

    5

    62,5%

    3

    43%

    2

    28,5%

    2

    28,5%

    Чувство вины

     

    2

    25%

    1

    12,5%

    5

    62,5%

    2

    28,5%

    2

    28,5%

    3

    43%

     

    Диаграмма 1

    Уровни агрессии у девочек и мальчиков

    У респондентов, состоящей из 15 человек (8 девочек и 7 мальчиков) оказались следующие результаты:

    Как мы видим из диаграммы 1, полученные данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности у мальчиков, чем у девочек по таким показателям как: физическая агрессия (4 респондента, что составляет 57%), раздражение (4 мальчика или 57%), негативизм (5 человек, что соответствует 72%).

    В группе девочек высокий показатель косвенной агрессии (4 девочки и соответственно 50%), вербальной агрессии (5 респондентов, что составляет 62,5%) и угрызений совести (5 девочек или 62,5%).

    2.3 Практические рекомендации для родителей по снятию агрессивного состояния

    С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах- тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов. [11, с.90]

    Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность на самом деле приносит таким детям множество проблем и они осознают это. Например, можно научить ребенка концентрировать внимание в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать кулаки с определенным усилием. Гипернапряжение неизбежно сменяется релаксацией мышц. И если агрессия не уходит вовсе, то теперь она становится управляемой.

    Хорошо помогает агрессивным детям и психофизическая тренировка. Навык выполнения упражнения «Левитация рук» помогает снизить общий уровень агрессивности и научиться управлять собой в критических ситуациях.

    Однако самое главное – создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведении. Воспитание на принципах сотрудничества – это главное условие предотвращения агрессивности.

    Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с ним непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.

    Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Термин «гнев», употребляемый на Руси начиная с XI века, произошел от слова «гной». Так называли состояние больного, тело которого было покрыто гноящимися ранами. Позднее у слова «гнев» появился синоним «ярость». [16, с.110]

    По мнению Вирджинии Н. Квинн (2000) существует четыре основных способа выражения гнева [12, с.80]:

    1.Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

    2.Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.

    3.Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Кэрролл Изард (К. Э. Изард, 1999) публикует клинические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

    4.Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

    Многие авторы считают, что одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева. Так, Р. Кэмпбелл (1997) советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если же это невозможно, то лучше все же достигнуть примирения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не остались неотреагированными, взрослые могут поделиться своими чувствами с друзьями, с родственниками, а дети – с родителями.

    К позитивным способам выражения гнева относятся [13, с.87]:

    ·Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону.

    ·Вежливость в обращении.

    ·Стремление найти конструктивное решение.

    Другому способу выражения гнева, описанному В. Квинн, - переносу чувств на неопасные объекты – мы рекомендуем обучать в основном меленьких детей, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для кризиса», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т. д.

    Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такая техника работы с гневом особенно будет полезной для работы с робкими, неуверенными в себе детьми, но в то же время может быть недопустимой при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка.

    Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения (некоторые из них описаны ниже). В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.

    М. Мак-Кей, А. Роджерс и Ю. Мак-Кей (1997) рекомендуют несколько интересных приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка.

    Для того чтобы приучить ребенка в момент «неприятной ситуации» не стискивать челюсти (что характерно для многих агрессивных детей), а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения Интересные и эффективные упражнения можно найти в книге К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (1998).

    Например, в игре «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра» дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.

    Другая игра – «Улыбка» - способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.

    Заключение

    Агрессивность – это осознаваемая или не осознаваемая некая предрасположенность к агрессивному поведению. Изначально человек в процессе развития не обладает такой характеристикой, как агрессивность, поэтому специалисты говорят о том, что модели агрессивного поведения усваиваются детьми с самого рождения. Агрессия – это форма поведения, которая отчасти является социальным научением и отчасти является следствием агрессивности (свойства личности).

    Особенности личности проявляются ярче в состоянии эмоционального напряжения. Поэтому психологи внимательно изучают реакции индивида в ситуации фрустрации. Рассматривая понятие «фрустрация» в рамках психодиагностического подхода и с точки зрения межличностного взаимодействия, мы имеет в виду ситуации, в которых окружающие индивида лица специально или нечаянно ущемляют его интересы, что приводит к блокировке значимых потребностей, или задевают его самолюбие, негативно воздействуя на его самооценку.

    В ситуации фрустрированности эмоциональное состояние проявляется [2]:

    1) как реакции страха, тревоги, отказа от самореализации, может сопровождаться чувством вины, стремлением уйти от конфликта;

    2) как наступательное, обвиняющее других, активное или даже агрессивное поведение, враждебные высказывания или действия;

    3) как стремление подавить и те, и другие реакции, пассивно или индифферентно отнестись к случившемуся, постараться нивелировать остроту конфликта.

    Исследование было посвящено изучению агрессивности в подростковом возрасте. Цель исследования - изучить особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте.

    В практической части мы попытались ответить на вопрос: на сколько агрессивность у девочек отличается от агрессивности у мальчиков и как проявляется агрессивность у подростков.

    В подростковом возрасте агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование и мальчики отличаются большей агрессивностью, чем девочки.

    Необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы.

    Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов [3].

    Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения с подростками имеет свои особенности. Основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".

    Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д. [5]

    При непродуктивной деятельности в период свободного времени – «ничегонеделанье» – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.

    Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Прежде всего, необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль.

    При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности [14].

     

    Список использованной литературы

    1. Аликина Н. В. Принципы диагностики агрессивного поведения. – М.: 2002.

    2. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – М.: 2000, № 6.

    3. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – М.: 2002, № 3.

    4. ВасильковаЮ.В.Социальная педагогика: Курс лекций. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

    5. Иванченко В. Н., Асмолов А. Г., Ениколопов С. Н. Агрессивное поведение у детей // Вопр. психол. – М.: 2000, № 2.

    6. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения», Санкт-Петербург, 1997.

    7. Исследования по проблемам возрастной и педагогической науки. / Под ред. М.И.Лисиной. – М., 1980.

    8. КонИ.С.Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1990.

    9. КричД., Кратчфильд Р. Несправедливость, агрессия, справедливость// Вопросы психологии. – 2009. – №112.

    10.ПершанинаЕ.«Проблема профилактики педагогической запущенности подростков», журнал «Советская педагогика», 1984, № 5.

    11.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – М, 2007.

    12.Рейнустер Д. Это в ваших силах. - М.: «Прогресс», 2006.

    13.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С-Пб, 2007.

    14.Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике. –М.:2000.

    15.Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996.

    16.Фролов Ю.А. Хрестоматия «Психология подростка». – М.: Российское Педагогическое Агенство, 2007.

    17.Ярошенко Р.Д. Психологические тесты. – Спб.: 2003.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложения

    Приложение 1

    Диагностика состояния агрессии с помощью опросника Басса-Дарки

    Текст опросника:

    1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

    2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

    3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

    4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

    5. Я не всегда получаю то, что мне положено

    6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

    7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

    8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

    9. Мне кажется, что я не способен ударить человека

    10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

    11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

    12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

    13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

    14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

    15. Я часто бываю не согласен с людьми

    16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

    17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

    18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

    19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет

    20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

    21. Меня немного огорчает моя судьба

    22. Я думаю, что многие люди не любят меня

    23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

    24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

    25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

    26. Я не способен на грубые шутки

    27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

    28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

    29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

    30. Довольно многие люди завидуют мне

    31. Я требую, чтобы люди уважали меня

    32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

    33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

    34. Я никогда не бываю мрачен от злости

    35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

    36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

    37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

    38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

    39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

    40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

    41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

    42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

    43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

    44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

    45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

    46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

    47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

    48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

    49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

    50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

    51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

    52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

    53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

    54. Неудачи огорчают меня

    55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие

    56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

    57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

    58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

    59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

    60. Я ругаюсь только со злости

    61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

    62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

    63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

    64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

    65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

    66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

    67. Я часто думаю, что жил неправильно

    68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

    69. Я не огорчаюсь из-за мелочей

    70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

    71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

    72. В последнее время я стал занудой

    73. В споре я часто повышаю голос

    74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

    75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

    скачать dle 10.6фильмы бесплатно