Главная Контакты В избранное
  • Курсовая работа "Управление предприятием ООО «РегионСтрой-инвест»"

    АвторАвтор: student  Опубликовано: 23-11-2020, 21:29  Комментариев: (0)

     

    Скачать:  kursovaya_rabota-1.zip [96,01 Kb] (cкачиваний: 0)  

     

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ

     

    ВВЕДЕНИЕ…………………………….…………………………………………...……3

    1 Теоретические и методологические аспекты теории управления…………….……5

    1.1 Понятие и сущность теории управления…………………………..………...……5

    1.2 Генезис теорий управления ………………...………………..……………………..9

    1.3 Методология теории управления ……………...……………………..…...………19

    1.4 Цель и функции теории управления…….....……………..………………...……..16

    2. Управление предприятием ООО «РегионСтрой-инвест»………………………....20

    2.1 Характеристика предприятия ООО «РегионСтрой-инвест»...…………………..21

    2.2Пути совершенствования управления предприятием в современных условиях…………………………………………………………………………………23

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..…………………………...………………...25

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….………………………..….26

    ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………....27

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

    Вопросы теории управления, создания собственной методологии регулирования социально-экономических и социально-политических отношений в обществе являются наиболее актуальными в настоящее время, так вопросы модернизационного развития нашей страны во многом тормозятся из-за недостатка опытных специалистом, менеджеров. Об этом не раз говорилось в нашей стране с высоких трибун.

    Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей. Именно совместная деятельность людей, требующая координации, согласования, обеспечения, определяет необходимость управления.

    Многообразие форм собственности, конкуренция между предприятиями, развитие рыночных отношений требуют четкого, умелого управления. Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей задачей организацию активного поиска реальных возможностей повышения результативности производства. Вместе с тем она должна обладать способностью к достаточному саморегулированию и самосовершенствованию, направленному на широкое применение новых высокоэффективных организационных форм и методов управления, технологий и научно-технических достижений.

    Эффективность деятельности предприятий любой формы собственности обусловливается не только возможностями капиталовложений в современное оборудование, но и квалификацией руководителей, уровнем их компетенции, умением предвидеть, вовремя принимать и реализовывать необходимые решения. Для этого следует знать, применять и развивать менеджмент.

    Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Он не дает готовых рецептов, а помогает, предлагая общие принципы и функции управления, найти способы и пути решения конкретных проблем, добиться успеха организации.

    В общем и целом необходимость управления определяется тем, что именно оно определяет успешную деятельность органи­заций.

    Успешность зависит от умения выжить, результативности, эффективности и производительности деятельности организаций, которые определяются уровнем менеджмента в ней. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что современный менеджмент необходим организациям как условие их су­ществования и развития, так как именно менеджмент определяет цели, стратегии, конкретные средства и пути решения задач организации, от него зависит степень реагирования организации на внешние угрозы и возможности использования имеющихся у организации преимуществ и перспектив. В связи с этим следует обращать особое внимание на правильное толкование целей и функций теорий управления.

    Целью работы является изучение целей и функций теорий управления.

    Достижение поставленной цели определяется решением следующих задач:

    ·изучить понятие и сущность теории управления

    ·рассмотреть генезис теорий управления;

    ·дать характеристику методологии теории управления;

    ·изучить цель и функции теории управления;

    ·проанализироватьуправление предприятием ООО «РегионСтрой-инвест».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

    1.1 Понятие и сущность теории управления

     

    Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Таким образом, теория управления как самостоятельная отрасль знания формируется и развивается как междисциплинарная система. Структура этой науки включает в себя разделы вышеперечисленных дисциплин, касающиеся управления. Это значит, что теория управления включает в себя социологию управления, экономику управления, философию управления, психологию управления, политику как искусство управления государством, менеджмент как науку и искусство управления организацией. Особое значение для становления теории управления имела кибернетика как наука об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях.

    В современной науке управления выделяют два уровня знания, первый из которых представлен общими теориями социального управления, а второй – прикладными теориями организации и управления, обеспечивающими базу для практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления.

    Объектом теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.

    Управленческие отношения складываются по поводу координации и субординации общественных связей. В управленческих отношениях проявляется особый характер социального взаимодействия – соподчиненность, субординация, предполагающая, с одной стороны, авторитет целого, с другой – подчинение этому авторитету.

    В качестве предмета теории управления могут выступать следующие направления научного исследования:

    •сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;

    •механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование;

    •механизм самоорганизации и саморегулирования;

    •технологии и методика процесса управления;

    •структурные элементы системы управления;

    •принципы, методы управления и т.д.

    Вычленение объекта и предмета теории управления позволяет дать определение данной отрасли знания. Теория управления представляет собой науку, изучающую управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений. В центре ее внимания и изучение механизмов и социальных технологий эффективного управления.

    Основными понятиями и категориями, используемыми в теории управления, являются: управление, система, субъект, объект, цель и принципы управления, управленческие отношения, методы, функции и процесс управления.

    Управленческая теория в узком смысле слова - это частная совокупность взаимосвязанных между собой научных понятий и суждений, характеризующих определенную зависимость между элементами человеческой реальности.

    Совокупность теорий разного уровня составляет управленческую теорию в широком смысле слова.

    Теории делятся на позитивные и нормативные. Позитивная теория ограничивается суждениями о том, что есть, т. е. суждениями, подтверждаемыми фактами, или в принципе проверяемыми путем обращения к фактам. Такая теория принципиально независима от какой-либо этической позиции или нормативных суждений. Нормативная теория содержит ценностные суждения, т.е. суждения о том, что должно быть. Если на первом этапе развития научного менеджмента преобладали позитивные теории, то в настоящее время получила распространение ценностно-гуманистическая ориентация в управлении организациями. Примером является «теория 2» У. Оучи, в которой акцент делается на таких ценностях, как доверие, близость, понимание. Предполагается, что производительность труда зависит не столько от технологических изменений, сколько от социальной организации управления. Однако различие между позитивной и нормативной теориями часто имеет условный характер, поскольку нормативное начало может неявно содержаться в исходных постулатах теории.

    Задачей позитивной теории является создание системы обобщений, которые можно использовать для корректных предсказаний тех следствий, к которым приведет любое изменение обстоятельств. О ее качестве следует судить по точности, широте охвата и согласованности с реальностью тех предсказаний, которые она дает. Позитивная наука является или может являться «объективной» наукой точно в том же смысле, как и любая из физических наук. Конечно, тот факт, что управленческая наука имеет дело с взаимоотношениями между людьми, а исследователь сам является частью исследуемого объекта в гораздо большей степени, чем в физических науках, создает особые трудности в достижении объективности. В то же время это дает исследователю социальных явлений класс данных, который недоступен исследователю физических явлений. Но ни то, ни другое не служит фундаментальным различием между двумя группами наук.

    Несмотря на социально-практическую ориентированность теории управления, различия между теоретическим и эмпирическим уровнями знания имеют качественный характер, так как предполагают их отнесенность к существенно разным по происхождению и свойствам объектам. Эмпирическое знание предполагает принципиальную наблюдаемость и многократную воспроизводимость. Теоретическое знание предполагает непротиворечивость, рациональность, парадигмальность. Научные теории не выводятся логически из эмпирического знания, как считали позитивисты, а конструируются и надстраиваются над ним для выполнения таких функций, как понимание, объяснение, интерпретация, конвенция, предсказание. Поэтому в управленческой теории реальные процессы следует рассматривать как эмпирический материал, подлежащий специальной обработке. Управленческий эксперимент предполагает создание определенных условий и введение таких параметров деятельности, ее результатов и ограничений, которые исходят из соответствующих научных концепций, с использованием конструктивной деятельности мышления по созданию соответствующих интерпретативных схем, и являются по своей природе условными и конвенциональными положениями. Несмотря на предпринимаемые усилия, разрыв между теоретическим и эмпирическим знанием в управление не преодолен. Поэтому до сих пор нет удовлетворительных научных результатов по проведению реальных экспериментов по измерению изменений управленческих отношений на каком-либо уровне и/или объекте управления. А на этой предпосылке строятся довольно неустойчивые в смысле логической обоснованности и опытной подтверждаемости концепции мотивации, организационного поведения, организационной культуры, организационного развития, многие практические рекомендации по устранению конфликтов, поведению лидеров, управлению изменениями.

     

    1.2 Генезис теорий управления

     

    Последователи научного подхода к управлению, который преобладал с конца XIX в., до 20-х гг. XX столетия полагали, что, используя наблюдения, замеры и анализ, можно усовершенствовать операции ручного труда. С 1920 по 1950 гг. получил развитие административный подход к управлению, целью которого было создание универсальных принципов и описание функций управления. Приверженцы административного и научного подходов широко не рассматривали социальные аспекты управления, благодаря чему возникли и получили развитие подходы с точки зрения человеческих отношений, науки о поведении, количественных методов, обосновавшие важность применения наук о человеческом поведении и приемов управления межличностными отношениями, развитие количественных методов в управлении [12].

    Стремительное развитие науки и техники заставило представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних, по отношению к организации, факторов и искать новые подходы к управлению, следствием чего стало появление ситуационного, процессного, системного и сетевого подходов [1].

    В 80-х гг. XX в. появились зарубежные исследования, отражающие теоретические и практические вопросы совершенствования управления в развитых странах мира. Наиболее полно, по мнению автора, данные аспекты были раскрыты в трудах С. Доннела, Г. Кунца «Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций» [4] и М. Мескона «Основы менеджмента» [8], основными достоинствами которых являются: обобщение развития управленческой мысли в научном и прикладном аспектах, формирование основного понятийно-категориального аппарата теории управления.

    На наш взгляд, наиболее значимыми являюся основные положения системного и процессного подходов к управлению, которые являлись основополагающими и при разработке принципов построения систем управления народным хозяйством.

    Основы построения систем управления в нашей стране начали формироваться в 70-х гг. XX в. Основой совершенствования должны были стать автоматизация процесса и использование системного подхода к управлению. Однако, несмотря на актуальность данной проблемы, принятие управленческих решений не всегда сопровождалось научными разработками, они принимались исходя из типовых схем и нормативов, отражающих опыт работы прошлых лет [12].

    К исследованиям принципов создания эффективных систем управления в России в период начала рыночных реформ следует отнести работы Г.И. Бритченко, В.Н. Буркова, Б.А. Лагоши, Б.З. Мильнера, Л.И. Евенко, Г. Х. Попова, В.М. Партугала, А.И. Радченко, Г.Э. Слезингера и ряда других авторов.

    Подводя итог вышеизложенному, согласимся с мнением И. Л. Чернова, что системный подход к управлению является в настоящее время наиболее перспективным и адекватным современным требованиям к процессу управления. Кроме того, он является универсальным и может быть использован в любой сфере деятельности.

    Процессный подход к управлению углубляет принципы системности. Автор разделяет точку зрения Л.И. Евенко, Ю.В. Попова, В.С. Рапопорта, А.В. Решетникова, М. Хаммера и других авторов [9], что управление является единым, целостным процессом, в то же время состоящим из отдельных самостоятельных подпроцессов. Данный подход связывает цикл управления с подчинением его конечным результатам, создает основу для выявления сфер применения системного анализа, современных экономико-математических методов и новых информационных технологий.

    С точки зрения процессного подхода, управление рассматривается как процесс взаимосвязанных функций, каждая из которых объединяет наиболее существенные виды управленческой деятельности. При этом каждую из функций можно рассматривать как самостоятельный информационный процесс, который преобразует по заданным правилам исходные информационные ресурсы в выходные результаты [12].

    Развитие концепции принятия решений положил американский ученый Г. Саймон, который считал, что «если рассматривать решения как результат реализации последовательности шагов или действий подобных тем, которые принимаются при решении математического уравнения, то именно такой подход к принятию решения можно считать наиболее эффективным для достижения конечной цели системы» [10]. С точки зрения данного автора, данная концепция обеспечивает математическое описание процессов, происходящих в социально-экономической системе, что позволяет использовать современные методы обработки информации для получения значительного количества вариантов действий руководителей и принятия оптимального управленческого решения.

    Идеи концепции принятия решений нашли свое отражение в исследованиях отечественных авторов: К. А. Багриновского, Е. П. Голубкова, О. И. Ларичева, Б. Г. Литвака, Э. А. Трахтенгерца, Р. А. Фатхудтдинова и др.

    Современный этап развития теории управления характеризуется объективной необходимостью совершенствования системы управления с позиций преодоления дифференциации в уровнях развития. Концепция снижения дифференциации требует комплексного подхода.

    1.3 Методология теории управления

     

    Теория управления при изучении своего предмета опирается на собственную методологию. Методологией называют систему принципов научного исследования. Методология теории управления – это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов. Выделяются несколько уровней методологии:

    •философская методология (совпадает с гносеологией);

    •общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках;

    •специально-научная методология, т.е. методология конкретных наук, в данном случае – теории управления;

    •методика и техника научного исследования.

    Соотношение теории и методологии можно выразить так: теория отвечает на вопрос: что необходимо делать, а методология – как необходимо делать. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности.

    Среди важнейших общенаучных методологических подходов выделим:

    •исторический, рассматривающий явление в генезисе;

    •сравнительный, выявляющий общие и специфические свойства, этапы становления и развития одного и того же явления;

    •системный, исследующий социальное явление в виде социальной системы;

    •комплексный, ориентированный на междисциплинарный синтез для получения многостороннего и целостного изучения сложно-организованных объектов.

    Подчеркнем основные требования к использованию системного подхода:

    •выделение той или иной системы из окружающего мира и определение взаимосвязи между ней и средой;

    •определение составных элементов системы;

    •рассмотрение отношений между элементами и определенной структурой системы;

    •анализ функций элементов по отношению к системе;

    •выявление системообразующих связей;

    •определение механизма функционирования системы.

    Обращаясь к характеристике специально-научной методологии, следует отметить, что их роль могут выполнять парадигмы и теории конкретных наук – социологии, психологии, кибернетики, экономики, менеджмента и т.д.

    Выделим, прежде всего, такие подходы, как бихевиористский, ситуационный, количественный, деятельностный.

    Бихевиоризм представляет собой прагматический подход к изучению организационно-экономического поведения людей. Программа бихевиоризма и сама теория были впервые представлены Уотсоном в 1913г. Бихевиоризм акцентирует внимание на внешних формах поведения и его составных элементах – поступках, реакциях и т.д. Общеметодологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии примитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда и основной его тезис – изучать не сознание, а поведение, трактуемое как совокупность связей «стимул-реакция». Бихевиоризм не занимается поиском причинно-следственной зависимости поведения, он лишь фиксирует обнаруженные эмпирические связи между определенными «стимулами» и «реакциями» работников в производственной обстановке, отбирая в этих связях наиболее функциональные, быстро переводимые на язык практических предложений и рекомендаций.

    Ситуационный подход был разработан в США в конце 60‑х гг. ХХ в. В рамках данного подхода отрицается возможность выдвижения любых универсальных принципов управления деятельностью вне контекста деятельности, специфики ситуации, типа решаемых задач и внешней среды, технологии и др. Сторонники ситуационного подхода критикуют понятие социальной системы, настаивают на ограниченном его применении в управленческой практике. Они полагают, что организация является слишком сложной и динамичной системой, и вне контекста ситуации невозможно сформулировать универсальные требования к эффективной организации. Одним из центральных понятий, используемых представителями ситуационного подхода, является категория управленческой ситуации. Управленческая ситуация – это совокупность всех внутренних и внешних условий, определяющих закономерности развития и функционирования организации.

    Представителями данного подхода в контексте ситуации были проанализированы ограничения на применение моделей организации, выдвинутые различными школами. Так, в качестве ограничения на применение:

    •бюрократической модели они рассматривают динамичную внешнюю среду и изменяющуюся технологию;

    •органической модели – низкую квалификацию персонала;

    •децентрализованной модели организации – высокий уровень автоматизации.

    Сторонниками ситуационного подхода, таким образом, был выдвинут постулат, согласно которому каждому типу управленческих ситуаций, решаемых задач, внешней среды, технологии соответствуют свои оптимальные требования к состоянию организации, средства, стратегия и структура.

    Количественный подход в теории управления основан на применении математических методов к исследованию операций в организации и деятельности руководителя. Он также сводится к формированию моделей поведения. Создание модели позволяет:

    •упростить сложные схемы поведения сокращением числа переменных факторов до пределов управляемости;

    •объективно сравнить и описать каждый фактор и отношения между ними;

    •использовать компьютеры для конструирования и анализа модели с большим числом переменных факторов.

    Этот подход не получил широкого применения в силу того, что не все руководители владеют методологией количественного анализа.

    Процессный подход основан на рассмотрении функций руководителя как процесса взаимосвязанных между собой действий. Общий процесс деятельности организации складывается из совокупности процессов деятельности ее членов, каждый из которых, в свою очередь, представляет совокупность выполняемых функций, состоящих из ряда взаимосвязанных процессов.

    Деятельностный подход включает в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий руководителя. При этом, если основанием деятельностного подхода является сознательно формулируемая цель, то основание цели лежит вне деятельности руководителя – в сфере мотивов, идеалов, интересов и ценностей работников.

    Методология теории управления подвержена постоянным изменениям. Она постоянно обогащается, подчиняясь требованиям более глубокого познания управленческих отношений и процессов, которые, в свою очередь, также находятся в постоянном развитии.

     

    1.4 Цель и функции теории управления

     

    Цели теории управления:

    •изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;

    •определение основных тенденций развития управленческих процессов;

    •построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;

    •формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

    Методология теории управления выполняет несколько функций:

    •познавательную(связанную с изучением сущности управленческих отношений);

    •описательную(собирает, систематизирует, каталогизирует сведения о научной и практической стороне управления);

    •объяснительную (объясняет, почему и в каких условиях в управлении были использованы те или иные познавательные средства);

    •прогностическую (опираясь на анализ прошлого и настоящего в управлении, определяет перспективные пути изменения в управленческой деятельности в обозримом будущем);

    •контрольную (осуществляет контроль за организацией управленческого процесса, в том числе с точки зрения того, насколько в нем правильно используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тот или иной объект управления);

    •оценочную (оценка того, в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам людей);

    •образовательно-воспитательную (распространяет знания об управлении, его основных функциях, целях, механизмах);

    •прикладную (разрабатывает научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления обществом и его элементов).

    В этих функциях выражается практическая направленность методологии теории управления.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ ООО «РегионСтрой-инвест»

     

    2.1 Характеристика предприятия ООО «РегионСтрой-инвест»

     

    Компания «РегионСтрой-инвест» зарегистрирована 24 октября 2007 года. Регистрирующая организация – Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Архангельску.

    ООО «РегионСтрой-инвест» является генеральным подрядчиком по строительству объектов социально-культурного и производственного назначения, жилищно-коммунального хозяйства.

    ООО «РегионСтрой-инвест» всегда работает со своими заказчиками на взаимовыгодных условиях и готов рассмотреть любые предложения о выполнении строительно-монтажных и ремонтных работах.

    Виды выполняемых работ ООО «РегионСтрой-инвест»:

    ·строительство зданий и сооружений;

    ·подготовка строительного участка;

    ·разборка и снос зданий, производство земляных работ.

    На предприятии между работниками и администрацией заключается коллективный договор, в котором определена кадровая политика, оплата труда, социальная защита и т.д.

    На рисунке представлена структура управления (см. Приложение А). Данная структура является линейно-функциональной. Руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия управленческих решений. Общее управление деятельностью предприятия осуществляет общее собрание учредителей общества. Текущее управление поручено директору в его подчинении находятся: зам по производству, главный инженер, начальник отдела снабжения, начальник ОТК, начальник отдела маркетинга, начальник отдела экономического обоснования, начальник транспортной службы, главный бухгалтер. В свою очередь каждый начальник возглавляет службу и имеет в подчинении руководителей низового звена или исполнителей.

    Директор руководит в соответствии с действующим законодательством РФ производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия в пределах полномочий, предоставленных ему нормативно-правовыми актами РФ, Уставом предприятия, внутренними нормативными документами предприятия, трудовым договором и настоящей должностной инструкцией, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

    Главный инженер является заместителем директора предприятия и несет ответственность за результаты и эффективность производственной деятельности предприятия.

    На должность главного инженера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.

    Такая структура, позволяет быстро решать возникающие проблемы, точнее доводить до подчиненных управленческие решения. К тому же с экономической точки зрения это менее затратная структура по сравнению с другими возможными.

    Так же необходимо отметить, что у сотрудников фирмы в большинстве своем нет возможности роста по должности. Необходимо отметить, что под возможностью карьерного и профессионального роста, понимается только профессиональный рост сотрудников. Это объясняется тем, что организация действуют на рынке уже достаточно длительное время и коллектив сформирован; бурного же расширения деятельности не происходит и расширения штата соответственно тоже. Предприятие делиться на отделы, в которых небольшой коллектив, и возможности подняться по ступенькам карьеры ограничены, поэтому на этом предприятии актуально повышение собственной квалификации.

    В качестве самых популярных методов стимулирования выделены следующие: привязка зарплаты к результатам труда, ее повышение, мероприятия по сплочению коллектива и создание возможности карьерного и профессионального роста сотрудников.

    Так же стоит отметить, что предприятие находится в сложном, кризисном финансовом положении и нуждается в незамедлительных комплексных мероприятиях по восстановлению платежеспособности и ликвидности.

     

    2.2 Пути совершенствования управления предприятием в современных условиях

     

    Строительная фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии - важнейшая составляющая цикла менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

    При этом стратегическое планирование преследует следующие две основные цели.

    1.Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая «внутренняя стратегия». Планируется оптимальное использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного инвестиционного и продуктового «портфеля» предприятий.

    2.Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению макроэкономических факторов рынка (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).

    Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет осуществлять постоянный контроль над рынком. При этом следует учитывать, что на современном рынке обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было заменить другой.

    Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели строительной фирмы, например, увеличить объемы производства, которая должна быть понятна любому его работнику. Постановка цели определяет характер связей предприятия с внешней средой, рынком, потребителем. При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является заказчиками фирмы и какие потребности оно может удовлетворить.

    После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования, связанный с конкретизацией целей. Например, могут быть определены следующие основные цели:

    1) прибыльность, т.е. добиться в текущем году уровня чистой прибыли не менее заданной величины;

    2) рынки (объем заказов, доля рынка, внедрение в новые линии), например, довести долю рынка до 20% или довести объем заказов 40 единиц продукции;

    3) производительность, например, средняя часовая выработка на одного рабочего 8 ед. продукции;

    4) продукция (общий объем производства, использование новых видов материалов или снятие некоторых проектов с производства и др.);

    5) финансовые ресурсы (размер и структура капитала; соотношение собственного и заемного капитала; размер оборотного капитала и др.);

    6) производственные мощности активной части основных производственных фондов;

    7) НИОКР и внедрение новых технологий (основные показатели, технологические характеристики, стоимость, сроки внедрения);

    8) организация — изменения в организационной структуре и деятельности, например, открыть представительство фирмы в определенном регионе;

    9) человеческие ресурсы (их использование, движение, обучение и т.п.);

    10) социальная ответственность.

    Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды строительного предприятия. Процессы и изменения во внешней среде оказывают существенное воздействие на предприятие. Основные факторы, связанные с внешней средой, - это экономика, политика, рынок, технология, конкуренция.

    Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволят лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.

    Стратегия является отправным пунктом теоретических и эмпирических исследований. Организации могут различаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что оно будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает.

    Принятие решений по инвестированию осложняется различными факторами: вид инвестиций, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, риск и тому подобное. Очевидно, что решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых альтернатив. В этом случае необходимо сделать выбор одной наиболее эффективной альтернативы опираясь на принятые кри­терии выбора.

    Необходимо так же отметить, что в последнее время мощным средством интенсификации любых разработок и принятия эффективных решений стало применение вычислительной техники. Первым ее вкладом в интенсивную технологию инновационного процесса на предприятии стала автоматизация информационного обеспечения. Создание информационно-справочных и информационно-поисковых систем, банков данных, баз знании позволило резко увеличить полноту охвата имеющейся информации, целенаправленность ее поиска и использования.

    В современных условиях интенсивного производства новых знаний процессы создания новаций характеризуются возрастающей сложностью задач конструирования: растет число альтернатив выполнения отдельных подсистем, узлов, конструкций, увеличивается список физических процессов, которые закладываются в основу их производства. С ростом числа альтернатив увеличивается и число осуществляемых и работоспособных комбинаций этих альтернатив. Все это ведет к необходимости адекватного информационного обеспечения проектных и конструкторских работ, что невозможного в наше время без помощи ЭВМ.

    В последнее время все большее значение приобретает человеко-машинные экспертные системы, позволяющие соединить опыт, знания и интуицию людей с возможностями электронно-вычислительной техники. Особенно перспективно применение таких систем в инновационном процессе, как правило, характеризующимся значительной неопределенностью сроков, необходимых ресурсов и ожидаемых результатов.

    Огромные возможности экспертных систем лучше всего раскрываются в их сочетании с другими функциональными блоками и разработанными пакетами прикладных программ систем автоматизированного проектирования.

    В США, например, уже есть новые средства программного обеспечения ЭВМ, позволяющие резко ускорить и повысить точность предварительных расчетов себестоимости готовящейся и выпускаемой продукции. Как свидетельствует опыт отдельных компаний, при умелом использовании данных программ отклонения предварительных результатов от фактических показателей себестоимости не превышают 10 процентов. Специализированные системы автоматического проектирования (САПР), предназначенные исключительно для расчетов смет, способны оперировать большими базами, включающими данные о более чем 250 видах конструкционных материалов и 60 типах технологического оборудования.

    С помощью специальных моделей в подобных комплексных системах оптимизируется выбор новых технологий, рассчитывается сроки строительства сложных проектов, определяется себестоимость проектов и затраты времени на проверку качества выпускаемой продукции. Внедряются в практику и принципиально новые подходы к построению подобных программ, ориентированных на стадии конструкторско-технологической разработки строительных конструкций. Этими программами оснащаются экспертные системы, предназначенные для конструкторов и технологов.

    Основной принцип, в соответствии с которым формируется база таких систем, состоит в том, что от 50 до 80 процентов будущей себестоимости могут быть точно определены на этапе конструкторско-технологической разработки. Обычно эти программы заносятся на автоматизированные рабочие места (АРМ) менеджеров и технологов, что значительно повышает эффективность их использования. Благодаря этому, в частности, появляется возможность анализа многих вариантов себестоимости. Наиболее опытным специалистам удается рассчитывать с помощью новых программ ожидаемую себестоимость будущего изделия с точность до 5% за достаточно короткие промежутки времени.

    Таким образом, экспертные системы не только являются средством интенсификации технологии инновационного процесса, но и способны играть роль эксперта, выискивающего неизвестные инновационные направления. Все это позволяет повысить конкурентоспособность строительной фирмы за счет интенсивного использования ее производственного потенциала.

    Какие бы меры по совершенствованию управления не были намечены руководителем предприятия, они обречены на провал, если не будет уделено должного внимания мероприятиям по совершенствованию управления кадровым потенциалом. Без нужных людей ни одно предприятие не сможет достичь своих целей и выжить.

    Под кадровым потенциалом (трудовыми ресурсами) обычно понимается способность всех работников предприятия (рабочие). Служащие, инженеры, инженерно-технический и управленческий персонал), объединенных в единый коллектив, качественно и в срок решать стоящие перед предприятием научно-технические. Производственные и социально-экономические задачи. Кадровый потенциал можно характеризовать рядом показателей количественных и качественных (характеристики). К первым относятся: численность занятых на предприятии (общая и по категориям). Средний возраст (в целом по занятым и по категориям), средний стаж работы на предприятии и в данной должности, темпы текучести кадров, отношение средней зарплаты рабочих и специалистов соответствующим зарплатам на других предприятиях, количество переходов между различными категориями работников и т.п. К качественным характеристикам можно отнести такие, как ценностная ориентация, уровень культуры, уровень образованности и т.п.

    Потребность предприятия в трудовых ресурсах, исходя из стратегических задач, может быть определена в три этапа.

    1. Оценка наличных трудовых ресурсов – анализ численности работающих, обеспечения предприятия рабочей силой, состава и структуры кадров, текучести кадров. Анализ выполняется с учетом качества труда и причин текучести кадров.

    2. Оценка текущих потребностей (для реализации краткосрочных и перспективных целей предприятия).

    3. Разработка программ по развитию трудовых ресурсов.

    Программа должна включать конкретный график работы и мероприятия по привлечению (сохранению), найму, обучению, подготовке и организации продвижения работников по службе, требующихся для реализации целей предприятия.

    Мероприятия по совершенствованию работы с кадрами должны содержать:

    -предложения по совершенствованию критериев и методов подбора и расстановки кадров;

    -методики совершенствования аттестации кадров на предприятии, работы с резервом на выдвижение, повышения квалификации кадров;

    -предложения по формам оплаты труда и видам льгот в целях привлечения, найма и закрепления работников на предприятии;

    -методику оценки трудовой деятельности и доведения ее до работников;

    -рекомендации по совершенствованию организации и условий труда – повышение качества трудовой жизни (удовлетворение работника своим трудом, расширение объема и обогащение содержания труда, разнообразные комбинации денежного вознаграждения, дополнительных льгот и моральных стимулов);

    -методы перемещения сотрудников на должности с большей или меньшей ответственностью, развитие их профессионального опыта

    -путем перемещения на должности или участки работы, ротация кадров:

    -рекомендации по совершенствованию социально-психологического климата в коллективе.

    По каждому из указанных направлений развития кадрового потенциала в настоящее время имеются отечественные и зарубежные методики, которые должны быть предложены разработчиками проекта с учетом специфики данного предприятия.

    Развитие, как и использование кадрового потенциала, во многом зависит также от стиля руководства, методов формирования коллектива, социально-психологического климата в коллективе. Руководитель предприятия должен выбрать для себя стиль руководства (авторитарный, демократический, либеральный, попустительный), знать методы формирования коллектива и поддержания в нем нормального социально-психологического климата.

    Все существующие стили руководства условны, и в жизни преуспевают те профессиональные руководители, которые, владея всеми стилями руководства, используют наиболее приемлемый из них (или сочетание нескольких) в каждой конкретной ситуации. Руководитель ответственен за подбор людей, которым бы подошел его стиль руководства. Если большинство подчиненных не согласно, то дело не в стиле руководства, а в том, что этот конкретный руководитель слаб и должен быть заменен, поскольку качества человека изменить очень трудно и требуют, как правило, длительного времени. Поэтому вопрос эффективности управления — не столько вопрос грамотных управленческих решений и приказов, сколько вопрос подбора сотрудников, подходящих предприятию по деловым качествам, в том числе по человеческой совместимости; по личным целям персонала.

    В настоящее время вопрос формирования коллектива требует концептуально нового решения. И в том и в другом случае практически не учитывается психология коллектива, не исследуется развитие организационной культуры. Редко кто из руководителей (не говоря уже о подчиненных) представляет себе глобальную стратегию и дальние цели предприятия. Подбор сотрудников производится, как правило, механическим путем.

    В данной ситуации легко прогнозируется текучесть кадров, стагнация и в конечном итоге деградация такого предприятия.

    Задача руководителя предприятия состоит в умении создать условия, при которых сотрудники могли бы сочетать личные и общие цели, создавая обстановку психологической готовности к сотрудничеству.

    Психологическая готовность работников к сотрудничеству – надежная гарантия успешного выполнения любой, даже самой тяжелой работы. В основу деятельности руководства должен быть положен принцип, что главное на предприятии – живой человек с его проблемами, а не надуманные постулаты.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Под управлением (менеджментом) понимается система, обеспечивающая успешное целостное функционирование, сохранение и развитие организации.

    К целям теории управления относят: изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых; определение основных тенденций развития управленческих процессов; построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем; формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

    Выделение функций управления в процессе разделения управленческого труда – объективно обусловленное необходимостью оптимизации управления.

    Функция управления – это специфический вид управленческой деятельности, выражающая содержание воздействия на объект управления и направленная на достижение поставленной цели.

    Содержание любой функции управления состоит в определении состава мероприятий (действий), направленных на оптимизацию процесса управления.

    Функции управления весьма многогранны: анализ, целеполагание, прогнозирование и программирование, планирование, организация, координация, мотивация и стимулирование, коммуникация, учет и контроль. Все они взаимодействуют друг с другом, имеют своими объектами воздействия как исполнительскую, так и собственно управленческую деятельность.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1 Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. М., 1997.

    2 Воробьев С.Н., Егоров Е.С., Плотников Ю.И. Теоретические основы обоснования военно-технических решений. - М.: РВСН, 1994.

    3 Кулагин O.A. Принятие решений в системах организационного управления. 4.1. Основы методологии. Учебное пособие - С.-П.: ВИКУ им. А.Ф. Можайского, 1999.

    4 Кунц Г., О'Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций: пер. с англ.: в 2 т. Т. 2 / общ. ред. акад. Д. М. Гвишиани. М., 1981.

    5 Ларин A.A. Теоретические основы управления. Ч.1. Процессы, системы и средства управления. Учебное пособие - М.: РВСН, 1997.

    6 Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие-С.-П.: Изд. Дом «МиМ», 1997.

    7 Моисеев H.H. Математические задачи системного анализа. -М.: Наука, 1981.

    8 Мэскон М., Альберт М., Хэдоури Ф. Основы менеджмента. М., 1999.

    9 Решетников А. В. Процессное управление в социальной сфере. Руководство. М., 2001.

    10 Саймон Г. Рациональность как процесс и как продукт мышления // ТНЕ818. 1993. Т. 1. № 3.

    11 Хохлачев E.H. Организация и технология выработки решений при управлении системой и войсками связи. Ч.1. Методические основы выработки военно-управленческих решений. - М.: РВСН, 1999.

    12 Чернов И. Л. Государственный контроль в процессе управления региональными социально-экономическими системами. Кострома, 2006.

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение А

    Структура управления предприятием

    Начальник транспортной службы

    Главный бухгалтер

    Заместитель гл. бухгалтера

    Главный инженер

    Учредительные члены общества

    Совет общества

    Директор

    Зам по производству

    Начальник производственно-тех-нического отдела

    Начальник ЭМС

    Начальник цеха подготовки материала

    Начальник цеха изготовления изделий

    Главный энергетик

    Энергетик

    Начальник отдела снабжения

    Начальник отдела маркетинга

    Начальник транспортной службы

    Начальник ОТК

    Нач. отдела эконом. обоснования

    Главный бухгалтер

    Заместитель гл. бухгалтера

    Начальник цеха контроля качества

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    скачать dle 10.6фильмы бесплатно